top of page

Лопатина Елена Михайловна

Колька и вороненок


История эта зародилась еще в восьмидесятых годах. Был у меня друг Колька, веселый, а какой выдумщик! Иногда такое он навыдумывает, что и сам потом путается, было это или не было вовсе. Любили мы с ним бродить по лесной березовой роще: красота вокруг, воздух чистый, а птиц – видимо-невидимо. Вдруг смотрим: воронье гнездо кто-то разорил, все яйца побил, лишь одно целехоньким осталось. Колька его взял и к отцу в голубятню пристроил. Григорий Павлович и подумать не мог, что сын такое отчудит.

Отец у Кольки строгим был, всем от него доставалось, одного Кольку жалел, младшенький потому что, вот и разбаловал. А когда ему дорогая голубка черного вороненка вылупила вместо племенного голубя, вот уж он рассерчал-то… Думали, Кольке точно достанется, а нет, и тут пожалел, отдал вороненка и сказал:

– Раз взял, значит сам за ним и ухаживай. Пора за свои поступки ответ нести. А если не выкормишь птенца, накажу! Мы в ответе перед нашими братьями меньшими, тем более черный ворон славится большим умом и сообразительностью. Верным другом тебе будет, если ты его, конечно, вырастишь.

– Конечно, выращу, зря ты во мне, отец, сомневаешься. Он будет самым сильным и красивым вороном! Я его Гришкой назову, как моего одноклассника, который задирается. Пусть знает, как меня и моих друзей доставать, – радостно ответил Колька. Уж очень он боялся, что его строго накажут за такой проступок, а тут, можно сказать, легко отделался.

Так и появился у Кольки новый друг, Гришка. Красивая птичка получилась, вся как смоль черная-черная, перья на солнце всеми цветами радуги сияют. А умный какой, разговаривать по-человечьи умел. Какое слово услышит, тут же его повторяет. Выдавал Кольку по-страшному, хоть и любил его больше всех. Птица же, что с нее взять, у них мозги совсем по-другому работают, не как у людей.

Вот как-то Колька, вместо того чтоб домой идти уроки делать, решил все сугробы большие возле школы облазить. Зима тогда суровая выдалась, долгая, а снега навалило выше человеческого роста. Одноклассники Кольке кричали, что провалится, только он, как всегда, никого слушать не хотел. Залез в самую глубь и провалился по пояс. Выбраться самостоятельно не может, кричит на всю округу, помощи просит. Его Гришка услышал, стал кричать не птичьим голосом, за друга беспокоиться.

Одноклассники сжалились над птичкой и пришли на выручку Кольке, только достали его без одного валенка. Сколько ни пытались ребята извлечь его из-под снега, ничего у них не получалось. Расплакался Колька: как босым домой возвращаться, ведь зима на улице, кругом снег. Кто его умным назовет? И дома появиться в таком виде стыдно, отец только что новые валенки ему приобрел. А одноклассники нет чтобы пособолезновать, наоборот, потешаться над ним стали.

– Ха-ха-ха! Колька в сугробе застрял и обувь растерял! Колька – растеряшка, мокрая рубашка!

Запомнил ворон эти слова и, пока Колька придумывал новую выдумку, все отцу и донес. Приходит он домой, а отец хмурый сидит, недовольно на сына посматривает, усы на палец накручивает.

– Ну, что скажешь? Где валенок посеял, почему босой домой явился? – сердито спросил Григорий Павлович.

– Папа, ты мне не поверишь. Только уроки закончились, я быстрее домой пошел. А тут целая стая бродячих собак набежала, да давай меня за валенки грызть. Самый большой пес валенок с меня стянул, я пытался его догнать, но ты же сам знаешь, собаки быстрее людей бегают. Я покричал, поплакал, а делать нечего, пришлось так домой воротиться. Я ж в чем виноват? – пожал плечами Колька.

– Вот же выдумщик! И не стыдно тебе? Быстро надевай валенки брата и пошли твой сугроб проверять, там, где ты по пояс провалился, – качая головой, раздраженно пробормотал отец.

– А ты откуда все знаешь? – испугано поинтересовался Колька, переобуваясь на ходу.

– Мне положено все обо всем знать. Ну а ты за свой обман на неделю вместо брата матери в хлеву помогать будешь. И только попробуй отлынивать, накажу! – пригрозил Григорий Павлович.

– Но, папа?

– Я все сказал, в другой раз знать будешь, как отца обманывать.

Так у Кольки вся неделя в делах и прошла. Но, к сожалению, так ничему его и не научила.


Двойка

Получил как-то Колька двойку за четверть по математике, много уроков прогулял и на важную контрольную не явился. Наша учительница, Валентина Яковлевна, даже не думая двойку ему выставила, такую огромную, на весь дневник, чтоб всем она издалека видна была. Да к тому же замечаниями весь дневник красной пастой исписала, чтоб родители вразумили ребенка. К учебе, так сказать, любовь ему привили. Испугался Колька такой красочный дневник домой нести, да и выкинул его по дороге в большую канаву. А вороненок всегда друга возле школы на верхушке старого дуба поджидал, увидел, что тот дневник выбросил, подлетел, достал из канавы да довольный домой его и притащил. Как назло, Григорию Павловичу первому дневник на глаза попался. Как же он бранился… Хорошо, Колька, как всегда, домой после школы не торопился. Воротился, когда отец уже поостыл маленько и понять не может, почему все на него недовольно посматривают. Лишь один вороненок весело клювом пощелкивает, в глаза заискивающе поглядывает.

– Ну, что у вас опять приключилось? Неужто старший брат Борис что-то учинил? – спросил ничего не подозревающий Колька.

– А что я сразу? В отличие от тебя, у меня за четверть все оценки положительные, – с обидой произнес брат.

– Вам уже Валентина Яковлевна все донесла? Да она на меня с первого класса взъелась. Не понимаю, почему она мне двойку поставила, – стараясь оправдаться, испуганно залепетал Колька.

– А может, потому что ты прогуливал и уроки не учил? – спросила негодующе мама.

– Она и это вам рассказала? – округлил глаза Колька.

– Да нет, дневник твой нам все поведал, весь краснотой рябит, – недовольно произнес папа.

– Не может такого быть, я его далеко от дома выбросил. Как вы его нашли? – покраснел от стыда Колька.

– Неважно. Пока двойку не исправишь, не видать тебе на день рождения велосипеда, – строго ответил Григорий Павлович, не выдавая ни о чем не подозревавшего ворона, который бережно проводил клювом по своим черным как ночь перьям, сидя у него на плече.

Вот так и пришлось бедному Кольке, вместо того чтоб на каникулах отдыхать, двойку исправлять. Валентина Яковлевна заставила весь курс повторять, пока он математику на твердую четверку знать не стал. С тех пор он больше ни одного урока не пропустил, так как сильно велосипед ему нужен был.


Футбол

Попросила мама Кольки, Тамара Васильевна, за утятами присмотреть. Они только недавно вылупились, маленькие такие, пушистые. Сначала ему по вкусу это занятие пришлось, но хватило его ненадолго. Захотел он с ребятами в футбол поиграть, да и оставил маленьких утят одних на улице без присмотра. Сороки тут же налетели да всех и покрали. Как только ворон их ни отгонял, все без толку: один справиться с пятью сороками не смог, очень они хитрыми да настырными оказались. Пришел Колька, а утят нет. Кричал, по двору бегал, так их и не нашел. На ворона недовольно косится, что тот их проворонил.

– Нельзя на тебя, Гришка, положиться, я думал ты меня выручишь, за утятами присмотришь. Что я теперь маме скажу?

А ворон будто все понимает, себя виноватым чувствует. К Кольке подлетел и тереться об его щеку стал, чтоб друг на него больше не серчал.

– Ладно, как всегда, что-нибудь придумаю. Что с тебя взять, куриная у тебя голова.

Взял Колька палку и стал медвежьи лапы рисовать. Вороненок смотрит, ничего понять не может, что вновь его друг задумал. Пришла мама и спрашивает, куда Колька утят дел. Он расплакался, на следы рукой показывает:

– Я, как ты мне сказала, утят хорошо стерег. С большой ответственностью к такому делу подошел, но меня медведь опередил. Зашел к нам в усадьбу как к себе домой, нагреб в свои лапы утят и в лес убежал. Я за ним в погоню бросился. Медведь, хоть и выглядит неуклюже, а весьма проворным оказался. Ничего я, мам, сделать не смог, утят жалко, конечно.

– А откуда здесь медведю взяться? – понимая, что сын ее обманывает, решила она преподать ему урок.

– Наверно, из зоопарка сбежал, а может, в здешних рощах завелся. Мне откуда знать? – пожал плечами Колька.

– Вот как узнаешь, откуда медведь взялся, так и сядешь с нами за стол пирог рыбный есть. А пока не узнал, думай, куда утята наши делись, – недовольно ответила Тамара Васильевна.

Походил Колька, побродил, так ничего умного в голову и не пришло. Совестно ему стало, что родителей подвел, да еще и наврал. Домой стыдно возвращаться, да нужно. Пришлось ему во всем сознаваться, да поздно: пирог был уже весь съеден.


Огород

Хоть и любил Колька лето, но больно много мороки на этот период приходилось. Огород прополоть нужно, животине воды с колодца натаскать. Но ему лень самому полоть было, взял с собой ворона и давай показывать, как сорняки правильно выдергивать. Ворон сообразительный оказался, тут же принялся повторять за другом. Смотрит Колька, слишком долго им вдвоем полоть придется, поиграть вдоволь с ребятами так и не получится. Задумал он на подмогу куриц привести. А они, обрадованные, на зеленую молодую травку налетели и почище комбайна все исклевали: не только сорняки, а и новую рассаду, которую недавно Тамара Васильевна высадила.

Испугался Колька, за голову схватился, не знает, что и придумать. А ворон доволен, что с делами справился, понять не может, что Колька такой расстроенный. Возле него летает, каркает, поиграть с ним хочет.

– Уйди, Гришка, видишь, что ты понаделал со своими птичьими сородичами! А мне теперь отвечать придется. Опять накажут, нескоро я мячик с ребятами попинаю. Ох и достанется теперь мне. Нет, надо что-то срочно придумать.

Пришла Тамара Васильевна на огород работу сына принимать и диву дается. Колька весь огород сам вскопал, но ни рассады не осталось, ни сорняков. Не знает, бедная, что и делать. Похвалить бы за работу сына надо, да язык не поворачивается. Где теперь новую рассаду брать, чем огород засаживать? Хорошо, что все это время за Колькой баба Поля наблюдала. Она рассаду принесла, у нее лишняя оставалась, но только с одним условием: Колька сам ее высадит, без чьей-либо помощи. Чтоб в другой раз с большей ответственностью к делу подходил, ни на кого надеялся. Ведь лень до добра никогда не доводит.


Котлован

Сколько Кольке ни говорили на котлован без взрослых не ходить, все напрасно. Собрался он с соседской ребятней на водоем, удочку из дома прихватил и скорее побежал, пока никто из домочадцев не заметил. А за ним и Гришка последовал, довольный, что его Колька с собой взял. Но радовался недолго: Колька, хоть не умел и плавать, в воду полез и не заметил, что далеко от берега отошел. Испугался и давай орать на всю округу:

– Помогите, тону! Прощай, мамка, прощай, папка, вот так не станет у вас сына!

Рыбаки услышали его вопли, не мешкая Кольку из воды достали да уму разуму учить начали. А тем временем бедный Гришка с криком о помощи домой полетел, переполох устроил. Родители вне себя от ужаса побежали к котловану, а там Колька довольнехонький загорает, с рыбаками уху на костре готовит, чай из самовара попивает. Увидел родителей и остолбенел. «Ой, что сейчас будет!» – подумал про себя.

– Ну и как это понимать? Бедный ворон чуть не охрип, пока до нас долетел. Ты не представляешь, что с твоей матерью творилось, мы думали, ты утонул. Зачем ты на котлован без спроса пошел? Как бы мы жили без тебя, если бы что-нибудь с тобой случилось?

– Вот, значит, кто меня все это время сдает. Гришка! Завел на свою голову птичку, от гибели, можно сказать, спас, выкормил, а он…

– Да он самый верный и надежный друг, который никогда ни за что тебя не предаст. Но раз ты его дружбой не дорожишь, мы его в зоопарк определим, ему там даже лучше будет, ты же такой безответственный. На тебя совсем нельзя положиться! – разочарованно произнес отец.

– Папа, не надо его отдавать. Я обещаю исправиться и вас слушаться. Только не отдавайте его, – заплакал Колька.

Но Григорий Павлович ничего не ответил. Колька всю дорогу просил родителей пожалеть Гришку, не отдавать в зоопарк, ведь там ему без Кольки одиноко будет и страшно.

Как ни странно, после этого дня Кольку как подменили. Он стал хорошо учиться и помогать родителям, у него появилось много друзей. Вы не поверите, прошло больше двадцати лет, а у Кольки до сих пор тот вороненок живет, только он вырос и стал вороном, крупным и упитанным.

Ведь дружба – это на всю жизнь, и неважно, человек рядом с тобой или пернатый товарищ.

22 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page