top of page

Мария Сидлер. ВРУБЕЛЬ. ВЕСТНИК ИНЫХ МИРОВ


Александр Блок над могилой Врубеля сказал: «Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».

Демон поверженный

Демоны ли овладели Михаилом Врубелем или ему действительно было подвластно заглянуть в темную вселенную – точного ответа, увы, никто уже не даст. Одно несомненно: гений художника неповторим.

В прошлом, 2021, году исполнилось 165 лет со дня рождения Михаила Александровича. Я не оговорилась – пока живы картины мастера, жив и он сам. В честь юбилея Новая Третьяковка представила выставку-ретроспективу работ Врубеля. Более трехсот картин собрались в едином пространстве музея. Это и работы из коллекции самой Третьяковки, часть полотен была привезена из Русского музея Санкт‑Петербурга, а также из частных собраний, других российских и зарубежных музеев. Впервые в истории в одном зале встретились все три Демона, возвысившие и одновременно погубившие художника.

Выставка нетрадиционна – экспозиция выстроена не

по хронологическому принципу, а представляет собой движение по основным мотивам, пронизывающими творчество Врубеля.


Царевна-лебедь

«окна», которые, как машина времени, прорывали материю из одного творческого периода в другой. Кураторам удалось погрузить посетителей в жизнь художника, показать то, что служило для него вдохновением, то, ради чего он жил.

Недаром выставка начинается с картины «Царевна Лебедь». В ней апогей творческого начала Михаила Врубеля, переплетение всех нитей его судьбы и его творчества. В чертах Царевны видится не только образ жены художника, Надежды Забелы в роли Царевны Лебеди, сыгранной ею в сказке-опере «О царе Салтане», но проскальзывают и Демон, и Эмилия Прахова, в которую безответно был влюблен художник в киевский период своей жизни. Лично для меня эта картина символизирует процесс перерождения душ.

Следующий зал является центром не только выставки, но и вселенной Врубеля. Его Демоны. В зале три картины: «Демон сидящий» (1890), «Летящий Демон» (1899) и «Демон поверженный» (1902). Но внимательный зритель найдет и четвертого. Сквозь «окно времени» в зал с демонами незримо и лукаво заглядывает Демон с картины «Сирень» (1901). Тот самый, которого долгое время скрывали, загибая верхнюю часть холста. Но демон на то и мистическое существо, чтобы не исчезнуть навсегда, а лишь притаиться на время.


Жемчужина

Удивительно, но когда находишься в эпицентре демонической силы, нет страха. Врубель не вкладывал в своих демонов ничего дьявольского. Он и сам говорил, что «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый». И зритель видит дремлющую силу в Демоне сидящем, великую мощь в Демоне летящем и блеск былого величия в Демоне поверженном. Зритель участвует в судьбе Демона и, как мне кажется, даже сочувствует.

Очень интересны наброски Врубеля к картинам с демонами, эскизы с ломаными позами. На некоторых он сгибал бумагу гармошкой, меняя пропорции фигур, пытаясь найти тот самый, одному ему ясный искомый вид. Однако наибольшее впечатление на меня произвели наброски женщины-демона. Да-да, говоря современным языком, у Демона вполне могла быть подружка. Однако планам не суждено было сбыться, картины не были написаны. А ведь один из набросков, сделанных Врубелем в психиатрической клинике, так и называется – «Демон влюбленный». И пусть этот рисунок выглядит как всего лишь несколько переплетенных друг с другом линий, но рукой художника выведен лейтмотив сцены.

Демоническая тема прекрасно раскрыта Врубелем и в иллюстрациях к лермонтовской поэме «Демон». Ни одному иллюстратору, ни до, ни после Врубеля, не удалось воплотить с такой силой мятущуюся безысходность, тоску и ожесточенность этого неземного существа.

Говоря о творчестве Врубеля, нельзя пройти мимо и другой картины – «Сирень» (1900). Если будете смотреть на картину лично – проведите такой эксперимент: медленно подходите и отходите от картины, не отрывая взгляда. Вы увидите, как полотно меняет общую цветовую колористику от темного зеленого в приближении до нежно-сиреневого в отдалении. Филигранная техника смешения красок дает потрясающий оптический эффект. Это настоящее волшебство! Или магия иного мира. Мира красок Врубеля.


Тамара и Демон

И здесь нельзя не сказать пару слов о том, как художник работал с цветом.

В знаменитой акварели «Жемчужина» (1904) он виртуозно передает перламутровые оттенки. «Эта удивительная игра переливов, – говорил мастер, – заключается не в красках, а в сложности структуры и состоянии светотени, в другой раз я передам цвет только белым и черным». Он ставил перед собой цель показать перламутр. И надо сказать, ему это удалось. Подобно выдающимся колористам, он стремился искать силу цвета не в пестроте, не в резких диссонансах, а в гармоничных сочетаниях.

Из большого количества портретов жены художника, Надежды Забелы, мне хочется выделить самый первый и самый известный. О последнем я уже упомянула, это «Царевна Лебедь». Первый также связан с театральным образом жены, это «Гензель и Грета» (1896), портрет, с которого началась их любовь. Врубель увидел певицу на репетиции одноименной оперы, влюбился сразу и, не изменяя страстной творческой натуре, сделал ей предложение руки и сердца. Но Надежда не торопилась, игриво пообещав, что согласится, только если он напишет ее портрет, который ей понравится. К слову, Врубель написал два парных портрета будущей жены в этом образе. На одном Надежда игрива, на другом – задумчива. Судя по тому, что свадьба последовала в том же году, художник угодил девушке.

Отдельной статьи заслуживают майолики и статуэтки, театральные костюмы и панно. Это все миры Врубеля, его вселенные, наделенные самостоятельными героями, живыми и загадочными. Надо ходить часами по одному залу, чтобы хотя бы прикоснуться к этим мирам. Познать тайну их мироздания просто невозможно. Проще всего списать на сумасшествие художника, но его почти академическое рисунки и наброски из психбольниц опровергают теорию, что дело лишь в помутнении рассудка.

Мне видится, что Врубелю был открыт некий портал в мир, где живут Снегурочка, Царевна Волхова, Пан, Демоны, Нимфы и Серафимы. Возможно, дверь в него была открыта в его киевские годы (1884–1889), когда он работал в русле церковного искусства.

Не зря же завершает выставку последнее большое полотно художника «Шестикрылый Серафим» (1904), которое снова переносит нас в божественный мир. Это иллюстрация к стихотворению Александра Сергеевича Пушкина «Пророк».

«Серафим в переводе с древнееврейского означает "пылающий", "горящий", "сжигающий". Серафимы – это ангелы, предстоящие престолу Божьему и упоминаемые только в видении Исаии (Ис 6:1-7), когда его призывал Господь. Они имеют человеческий образ (упомянуты лицо, руки и ноги) и "по шести крыл". Один из них коснулся губ Исаии горящим углем с жертвенника и таким образом очистил пророка от греха.»[1]


К ночи

Картина похожа на сон, в котором то и дело появляются вспышки красного, синего и зеленого огня. Серафим притягивает к себе взгляды зрителей и не спешит отпускать. В нем сплелись воедино мазки, имеющие вид яркого витража. Кажется, будто картина собрана из тысяч частиц разноцветной мозаики. Одновременно она холодная, отталкивающая и завораживающая, наделенная глубокими переживаниями автора.

Картина имеет и второе название – «Азраил»[2]. Вполне возможно, что сам ангел смерти позировал Врубелю, в жизни которого так все переплелось: мистическое и романтическое, любовь и трагедии, ангелы и демоны.

«Дорогая моя женщина, чудесная женщина, спаси меня от моих демонов...», – пишет Врубель своей жене, находясь в больнице. Да и кто выдержит разумом соприкосновение с иными материями?

Последний из его «потусторонних сюжетов» – «Видения пророка Иезекииля» – остается незавершенным: в начале 1906 года художника Врубеля не стало – он ослеп.


Вместо послесловия


Я вышла из залов потрясенная, наполненная и опустошенная одновременно. Наверное, мне бы хватило и одного зала с Демонами, чтобы соприкоснуться с миром художника. Но волею кураторов зрителя погружают в судьбу и творчество Врубеля настолько плотно, что требуется несколько дней, чтобы унять в себе те эмоции, которые вызывает выставка.

Это прекрасно и страшно одновременно. Ведь уже несколько дней мне снятся демоны.






* Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер (1994)

** Азраил, Азраэль – ангел смерти в еврейской и исламской традиции. Он помогает людям перейти в иной мир.

[1] Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер (1994). [2] Азраил, Азраэль – ангел смерти в еврейской и исламской традиции. Он помогает людям перейти в иной мир.

11 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page