Надежда Аракелян. ДОЧКА УЧИТЕЛЯ
Перечитаны книги
Переполнено сердце
Восхитительным мигом
Вспоминается детство
Забываются споры
Озорного соседства.
Улетает за горы
Удивленное детство.
Открываются виды
Неземного богатства
Но до детской обиды
Жалко школьное братство.
Доказательство веско
Бесполезные споры
Все мы родом из детства
Все мы родом из школы.
- Легко ли быть дочкой учителя?
- Хм, не знаю! Не задумывалась даже…
- Ну, вспомни, ну, девочка, - дочка учителя…
- Кайфово! – Отвечаю я себе, той школьнице восьмидесятых, словами из лексикона поколения Z.
Каждый день с мамой: общаться, видеть, ощущать… Для меня это было так естественно, обыденно я бы сказала. Ведь Валентина Филипповна Аксенова, - учитель химии, классный руководитель, - моя мама.
У нас учительство – семейная династия по материнской линии. Были и есть в профессии родственники – педагоги: учителя начальных классов, биологии, русского языка и литературы (например, мы с двоюродной сестрой), и, как мама, - учитель химии.
Встречает песенкой веселой
Нас колокольчик сентября
6 школа, вместе снова
Ребята и учителя…
Это мы с Танькой, моей подружкой закадычной, горланим, идя по пустырю к школе в августе за учебниками, и жуем вкусные – превкусные плюшки тети Зины, Танькиной мамы. Она – то работала посменно и прям все – все успевала по хозяйству. Не то что моя мама, как «загнанная лошадь» (ее выражение), до вечера пропадающая в этой «дурацкой» (опять она), школе. Но это она говорила любя школу, словно подшучивая над собой и над ней. «Пропадали» в школе до вечера. После уроков постоянно были какие – то мероприятия: сбор совета отряда, сбор совета дружины; комсомольские собрания с «проработками» неблагонадежных личностей; заседания учебного комитета; классный час… Торопимся домой, голодные, все в эмоциях от прожитого дня. Скорее на кухню. Скорее родным подарить кусочек счастья (в прямом смысле этого слова). Вкуснющий салатик - новиночка по «фирменному» рецептику тети Аллы, маминой подруги, ждал нашу семью. Где мама брала силы? Терпела? Нет. Это была любовь. Любовь к жизни. Она принимала ее такой, какая есть, и, конечно, старалась облегчить, улучшить. Дома – ласковая, все понимающая, во всем помогающая, для всех открытая, - моя мамочка.
Мне и как ученице было очень комфортно и спокойно рядышком с таким педагогом. То есть дело не в «мама учительница», дело в личных качествах.
Свою профессию моя мама ценила как какой – то судьбоносный подарок. Так она всегда подытоживала, когда заходила речь о ее жизни вообще и о ее работе учителем, в частности. Ведь жизнь дитя войны, рожденного в самом ее начале, 27 июня 1941 года, очень непростая. Из ее рассказов это понимала даже я, - ребенок мира и труда. Валентина Филипповна, - выпускница Томского Государственного университета, – учитель биологии и химии. Трудная жизнь. Непростаяая судьба. Но честная и благородная.
Немного расскажу, что отложилось непроизвольно в моей памяти, о воспоминаниях маминого детства. Она часто сетовала на неразумное поведение их, детей, когда отец - фронтовик, державший оборону Ленинграда в блокадную зиму 1942 года, в рассказах про войну, сдерживая слезы, умолкал, глядя на безобидные шалости и возню. «Нужно было слушать, внимать, запоминать! А мы играли его медалями, как блестящими игрушками», - печалилась мама. Дети войны: голодные, босоногие, обездоленные. Но озорные и добрые, жившие надеждой и верой в хорошее. Не очерствели душой. Выжили. Выросли. Выучились. Теперь учат других добру, справедливости, трудолюбию, честности.. Это все про мою маму.
Где - то, в классе десятом, наверное, подошла мамина очередь, среди ее интеллигентных друзей, читать «Ночевала тучка золотая» А. Приставкина, опубликованная в журнале «Роман – газета». Обсуждали, конечно, с мамой, читали по очереди. Плакали обе. Жалко было Кузьменышей.. Помню, многие учителя в школе прочитали тогда это произведение. А учитель русского языка и литературы Нина Александровна, даже со мной вместе урок внеклассного чтения провела (тоже очень хороший учитель), благодарна ей за многое. Как – то все интересно маме было. Все хотелось познать, поделиться с другими.
Все про маму… Умница и красавица, добрая и честная, трудолюбивая и… Я бы, как дочь, свою маму, конечно, всеми эпитетами душевными наделила. А как об учителе, напишу о своих наблюдениях.
Валентину Филипповну, однозначно, безусловно, любили дети, а она их. Вот, странно, может быть, но я не могу вспомнить ни одной конфликтной ситуации на тему «дочка учительницы». Было все как – то естественно, обычно. Я, как и другие ученики – «ребятишки», так называла нас наш классный руководитель. Никто никакого сценария заранее не писал. Все шло от сердца. Особенно после уроков, помню, любили ребята «облепить» ее большой учительский стол в кабинете химии и рассказывать, рассказывать, рассказывать… Про все: про семью, про себя, про соседей, про бабушек – дедушек, про, кто куда поступил… Обсуждали многие темы, любовь, например. И я слушала, и все вместе, не таясь, выговаривались и знали, что каждого поймут и посоветуют или отговорят от необдуманного поступка.
И еще, как закон, выпускники обязательно приходили к Валентине Филипповне. Именно к ней бежали в первую очередь новоиспеченные студенты. И говорили, говорили с ней… И ни про одного не сказала мама дома, рассказывая нам как о хорошей новости, (школьная рутина надоедала), плохого слова. «Сережка Ягофаров приходил, Лилька Двинянинова забегала, Маша Краснова, представляете – судья!».
Милая моя, хорошая мамочка. Всем было хорошо с тобой, все тебя любили искренне, неподдельно, как и ты нас.
Подходит к концу мой рассказ про дочку учителя. Наверное, понятно уже из моего рассказа, как это, быть дочкой учителя (вернитесь в начало рассказа и прочтите еще раз начало диалога).
А теперь, представьте, нет, ну вы только представьте! И у меня младшая дочка – дочка учителя! Я – учитель русского языка и литературы.
Спрашиваю Сашу о том, легко ли ей быть дочкой учителя? Знаете, что она мне ответила: «Не знаю, не задумывалась даже…».
P.S. С раннего детства я вращалась среди педагогов. Моя сознательная жизнь проходит в учительской среде. И тогда, и сейчас, я вижу с каким трудолюбием, самоотверженностью выполняют свой профессиональный долг педагоги. Благодарю, Вас, безмерно, уважаемые коллеги. В лице моей мамы, этот небольшой рассказ, основанный на моих подростковых воспоминания, посвящен и вам, учителя.
И тебя, мой юный друг, благодарю за то, что нашел время и прочитал мою историю.
Недавние посты
Смотреть все— Как же… доча... что же… — мать Людмилы сидела, не отирая слёз, и вдруг вскочила, закричала, затеребила лежавшую в гробу: — Люда! Вставай! Вставай, доча, пойдём, пойдём отсюда! Вставай! Вставай, Люда
В одном Царстве, в славном государстве жила-была швея с муженьком, который прекрасно рахбирался в разных механизмах и чинил ей машинку, если вдруг какой винтик отказывался работать. Была у них семья д
Очень часто раннюю весну невозможно отличить от поздней осени: те же лужи, та же грязь, та же слякоть, та же тоска; то же нестерпимое, странное желание выйти – выйти из дома, из города, из мира. Выход