Петр Дубенко. Исторический роман – зеркало прошлого, в котором отражается будущее

Мысль о том, что история человечества развивается по спирали, уже давно стала шаблоном, и многие прибегают к ней, просто как к устойчивому выражению. Между тем в ней заложен довольно глубокий смысл, понять который можно благодаря исторической литературе. Ведь произведения данного жанра это не просто интересный рассказ о делах давно минувших лет, это зеркало, в отражении которого можно разглядеть будущее. Ярким доказательство этого можно считать роман Лиона Фейхтвангера «Лже-Нерон».



История создания


Великий немецкий писатель часто обращался к исторической тематике. Согласно официальной версии, даже идея «Лже-Нерона» родилась у него в процессе работы над другим историческим произведением – так называемой «Иудейской эпопеей». Это большая трилогия об Иосифе Флавии, историке, политике и военачальнике римской Иудеи первого века нашей эры. По признанию самого Фейхтвангера, поначалу это была лишь туманная задумка и со временем он даже стал забывать о ней. Так что, может быть, «Лже-Нерон» так и не появился бы на свет, но вскоре события на родине писателя подтолкнули его к тому, чтобы взяться за работу всерьез.

Толчком этим стал приход к власти Гитлера. Будучи гражданином Германии и евреем по происхождению, Фейхтвангер решил покинуть страну и обосновался во Франции. Там он и начал работу над новым романом, поставив перед собой совершенно новаторскую для того времени цель. Писатель задумал на примере реальных исторических событий, происходивших почти две тысячи лет назад, предсказать судьбу только что созданного Третьего рейха. В итоге «Лже-Нерон» увидел свет в 1936 году. Это был период максимального расцвета фашистских идей в Германии, и многим читателям тогда показалось что параллели, приведенные автором, притянуты за уши и не имеют ничего общего с реальностью.



Сюжет


В основу романа положены реальные события в одной из восточных провинций Рима. Через несколько лет после смерти печально известного Нерона в Малой Азии началось восстание. Возглавил его якобы сам император, который выжил благодаря счастливой случайности. На самом деле это был самозванец – некий Теренций Ма́ксим. В силу объективных причин (тяжелое экономическое положение, кризис политической системы и т. д.) на какое-то время мятежник обрел популярность в народе, а его движение получило поддержку местных политиков и военных. Однако восстание быстро сошло на нет – присланные из Рима войска разбили бунтовщиков, а самозванца схватили и казнили.

Роман начинается с того, что некие римские политики задумывают провернуть небольшую интригу, для которой им нужен человек, способный на время изобразить покойного императора. Ему отводится роль шута, он должен стать просто ширмой, за которой сильные мира сего будут обстряпывать свои делишки. Поначалу все так и происходит. Но дальше события выходят из-под контроля, и ничтожный клоун начинает искренне верить в собственное величие. И теперь уже свита, что совсем недавно без труда играла короля, становится его жертвой, ужасаясь тому, какого кровожадного монстра она взрастила. Что-то напоминает, не правда ли?



Исторические параллели


По мере развития сюжета становится совершенно очевидно, что Фейхтвангер ставит знак равенства между самозванцем Теренцием и Адольфом Гитлером. Писатель ярко рисует неожиданный взлет главного героя от полной неизвестности к практически безграничной власти. И то, как Теренций ведет себя, оказавшись на ее вершине, доказывает его полную несостоятельность как большого политика. Но трагедия данного персонажа как раз в том, что со временем к нему приходит полная уверенность в собственной избранности. Бывший мелкий горшечник уже не сомневается, что высшие силы возложили на него важнейшую историческую миссию. Все это, безусловно, роднит героя романа с Адольфом Гитлером.

Взглянув на роман под таким углом, можно заметить одну интересную закономерность. Описанные события далекой древности в точности повторяют путь Гитлера. Судите сами.

1. В романе поводом для восстания стало наводнение в Апомее, которое устроили сторонники Теренция, обвинив местную христианскую общину. Это явная параллель с поджогом Рейхстага 27 февраля 1933 года, в котором обвинили немецких коммунистов.

2. Дальше Лже-Нерон устраивает показательный суд над христианским пророком Патмосом, что повторяет суд над болгарским коммунистом Димитровым, который проходил в сентябре-декабре 1933 года в Лейпциге.

3. Пользуясь этой ситуацией, сторонники Лже-Нерона устраивают «неделю ножей и кинжалов», а в 1934–1935 гг. по всей Германии прокатилась волна фашистских погромов. Тут можно отметить, что и повстанцы Лже-Нерона, и нацисты Германии в ходе указанных событий показательно сжигали на площадях книги идеологических противников. Интересный штрих.

4. На следующем этапе уже новые сторонники Теренция устраивают массовую резню, в ходе которой уничтожают старых приверженцев самозванца, фактически приведших его к власти. В истории фашистской Германии тоже есть похожая страница – так называемая «ночь длинных ножей», то есть массовое убийство недовольных штурмовиков Рэма 30 июня 1934 года.

5. И наконец, убийство римского лейтенанта Люция, который отказался признать в Теренции императора и хотел разоблачить его, совпадает с убийством немецкого генерала Шлейхера, который был невероятно популярен среди немецких военных и намеревался составить оппозицию малоизвестному Гитлеру.

Рядом с Теренцием, реальной исторической личностью, в романе действуют также вымышленные персонажи. В них Фейхтвангер воплощает образы реальных людей из ближайшего окружения Гитлера и немецкого общества в целом. Например, обиженный центр