• Московский BAZAR

Светлана Сударикова. МАЛЕНЬКИЙ ГОРОД С БОЛЬШОЙ ИСТОРИЕЙ. МЕЛЬК


«16 августа 1968 года я приобрел книгу под названием “Записки отца Адсона из Мелька, переведенные на французский язык по изданию отца Ж. Мабийона” (Париж, типография Ласурсского аббатства, 1842). Автором перевода значился некий аббат Балле. В довольно бедном историческом комментарии сообщалось, что переводчик дословно следовал изданию рукописи XIV в., разысканной в библиотеке Мелькского монастыря знаменитым ученым семнадцатого столетия, столь много сделавшим для историографии ордена бенедиктинцев», – так начинается роман Умберто Эко «Имя розы».


Аббатство Мельк существует и поныне, и прекрасная библиотека, где некий аббат Балле разыскал «Записки», также не фантазия писателя. Она на самом деле существует и является одной из красивейших барочных библиотек мира. Ее фонд насчитывает около 100 тысяч изданий, включающих 1888 рукописей, 798 инкунабул, 1700 изданий XVI века, 4500 изданий XVII века, 1800 – XVIII века, а также исторические труды XIX века, размещенные в малом зале. Именно в этой библиотеке до 1926 года находился первый отпечаток Библии Гутенберга, проданный из-за нехватки денег. Сегодня на аукционах один лист такой книги стоит 80 тысяч долларов.

К библиотеке мы еще вернемся, а наше путешествие начнем с города, который разместился у подножия скалы, где и стоит аббатство. Именно из этого города молодой послушник-бенедиктинец мелькского монастыря Адсон, чьи «Записки» и разыскал Балле, в 1327 году отправился в Италию, чтобы сопровождать монаха-бенедиктинца Вильгельма Баскервильского в один из итальянских монастырей, где средневековые Шерлок Холмс и доктор Ватсон распутают клубок невероятных событий.


Город Мельк расположен на правом берегу Дуная в земле Нижняя Австрия в знаменитой долине Вахау. Первые упоминания о городе относятся к 831 году, в «Песни о Нибелунгах»[1] Мельк упоминается под именем Меделике, а в 976-м маркграф Леопольд I делает его своей резиденцией. Бенедектинцам крепость Мельк досталась от Леопольда II в 1089 году, с тех пор и до настоящего времени монастырь является бенедиктинской обителью. В это же время появляется и библиотека, где было собрано огромное для того времени число рукописей. Именно это сделало монастырь широко известным.

К сожалению, в 1297 году после сильного пожара была уничтожена почти вся коллекция рукописей, а также бо́льшая часть строений. Сильно поврежденный монастырь все же решили восстановить, но восстановительные работы постоянно откладывалось из-за чумы, церковного раскола, войны с Турцией, неурожаев. В 1564 году монастырь оказался на грани закрытия, в нем обитало меньше десяти человек. Однако новый аббат Урбан Пентаз не только отстоял монастырь, но и возродил обитель, и с 1566 года начинается его расцвет. Так что Адсон проживал в обители не в самый лучший ее период.


Город Мельк к этому периоду истории уже был вполне развитым городком, получившим в 1227 году Marktrecht[2], то есть торговое право. Тем не менее Мельк всегда оставался лишь поселением при обители и лишь в 1898 году получил статус города. В истории Мелька есть печальные страницы. Так, 14 декабря 1805 года в северной бастее монастыря произошел пожар. В это время там находились 300 солдат русской армии, плененных французами

при Аустерлице. Все они погибли. В память об этом в 1891 году по высочайшему повелению российского императора Александрf II на месте массового захоронения воинов установили мемориал из черного мрамора, на котором написано: «Вечная память 300 русским воинам, погибшим на чужбине в 1805 году в Мельке и здесь погребенным».

С 21 апреля 1944 года и до 15 апреля 1945 года в Мельке был концентрационный лагерь, филиал Маутхаузена[3]. Территория лагеря была обнесена двойным забором из колючей проволоки и цепью сторожевых башен, в лагере имелся собственный крематорий. Заключенные в основном занимались в шахтах добычей кварцевых пород. Через лагерь прошло 14390 заключенных, треть из которых были евреи. Около 5000 погибло, многие в газовых камерах или при попытке к бегству. Особенно тяжело приходилось детям и подросткам, поскольку работы в шахтах требовали большой физической силы и выносливости. Перед наступлением войск союзников заключенных перевели в Маутхаузен и Эбензее[4], слабых и больных умертвили при помощи укола с ядом. Первоначально заключенных планировалось взорвать в штольне, однако это план не был осуществлен. 8 мая 1945 года войска Красной Армии вошли в пустой лагерь. Сейчас на месте лагеря находится мемориал, а в центре города в 2008 году установили телефонную будку, в телефонную книгу вписаны имена всех выживших и можно послушать их истории.


Здание Почтамта

Сегодня Мельк – это чудесный городок на берегу Дуная. Среди основных достопримечательностей здание старого Почтамта, небезосновательно признанного самым красивым зданием почты в Австрии. Здание построил в 1792 году венский архитектор Франц Випплингер, это яркий образец перехода от позднего барокко к раннему классицизму.


Хлебная лавка

В самом центре города на пересечении двух улиц стоит старая хлебная лавка, которая так и называется Alter Brotladen[5]. Когда-то в этом доме XVII века со старинной крышей из деревянной дранки три мелькских пекаря продавали хлеб. На центральной площади находится фонтан с фигурой святого Коломана, мощи которого хранятся в аббатстве. Святой Коломан считается покровителем Австрии, а также покровителем путешествующих и повешенных. Он был сыном ирландского правителя, во время паломничества в Иерусалим его приняли за чешского шпиона и после мученических пыток повесили на сухой бузине между двух убийц, а тело, как тогда было принято поступать с преступниками, не похоронили. Однако тело не разлагалось, и вскоре стали происходить чудеса.

Фонтан с фигурой святого Коломана

Тогда святого перезахоронили в Штокерау, чудеса продолжились, а вскрытие могилы показало, что мощи по-прежнему нетленны. Сейчас мощи святого Коломана хранятся в аббатстве Мельк. Однако вернемся к фонтану. Этот фонтан в 1722 году подарил аббат Бертольд Битмайер, поскольку фонтан не вписывался в барочную концепцию монастыря.

Еще одной достопримечательностью Мелька является приходская церковь Успения Пресвятой Богородицы (Mariä-Himmelfart Stadtkirche). Строгая готическая церковь появилась на месте старого храма святого Стефана в 1481 году. В 1847 году после сильного пожара церковь была перестроена и сегодня является ярчайшим примером неоготики второй половины XIX века. Внутреннее убранство стандартно для готического храма: сетчатый ребристый свод, на стенах отсутствуют фрески, их заменяют огромные окна с цветными витражами, изготовленными в мюнхенской мастерской Остермана и Хартвейна по проектам Якоба Брадля в 1897–1898 гг.


Приходская церковь

Примечательность этих окон в том, что каждое окно в разное время суток светится по-особому. После реставрационных работ в 1987 году окнам вернули первоначальную интенсивность цвета. Высокий алтарь богато украшен деревянной резьбой. На внешней стороне церкви стоит отметить множество надгробных памятников, особое место среди них занимает сцена на Масличной горе. Она расположена в нише за решеткой на южной стороне церкви. Все фигуры выполнены почти в натуральную величину предположительно в мастерской известного скульптора Крихбаума в 1502–1503 гг. и являются примером австрийской дунайской школы. В центре композиции Христос стоит на коленях перед Ангелом; пока Петр и двое учеников спят, c заднего плана появляется Иуда с приспешниками.

Еще одной достопримечательностью Мелька является городская аптека XVI века. В 1910 году в старое здание, где когда-то находился отель «К золотому солнцу», затем торговое предприятие и жилая лавка, въехал аптекарь Франц Ксавер Линде – младший. Его отец в свое время основал городской музей города Мелька, и часть экспонатов переместилась в аптеку, поскольку в музее уже не было места. Таким образом, во дворе аптеки можно увидеть римские надгробия, привезенные из окрестных селений.


На городской улице

Если пройти до конца Штернгассе и подняться по узкому пути наверх, то дорога приведет к самому старому сохранившемуся в оригинале зданию города – Дому на камне (Haus am Stein). Дом был построен в конце XV века из бутового камня. По всему фронтону дома тянется виноградная лоза, ей уже больше ста лет, и она является памятником природы. Лоза напоминает о времени, когда за воротами дома начинались процветающие когда-то виноградники, просуществовавшие до 1900 года.

В целом в Мельке находится около 70 зданий, находящихся под защитой государства. Но все же самой главной достопримечательностью Мелька, привлекающей миллионы туристов каждый год, является Бенедиктинский монастырь (Stift Melk).



МОНАСТЫРЬ


Монастырь виден издалека, как с автобана А1, соединяющего Вену и Зальцбург, так и с Дуная. Он разместился на скале и возвышается над Мельком. C монастырских стен город, с его черепичными крышами, кажется кукольной декорацией.

История монастыря начинается 21 марта 1089 года, когда в только что выстроенную обитель въехали монахи-бенедиктинцы во главе с аббатом Зигибольдом. В 1122 году монастырю была дарована Экземция[6] и

Аббат Зигибольд

монастырь перешел в прямое подчинение папе Римскому. Также монастырю маркграфом были дарованы земельные владения. В монастыре имелся собственный скрипторий[7] и библиотека, известная далеко за его пределами. 14 августа 1297 года случился страшный пожар, уничтоживший библиотеку, церковь и большинство монастырских строений. По монастырю был нанесен страшный удар, от которого он долго не мог оправиться и даже был на грани закрытия, когда в нем оставалось не более десяти самых стойких монахов. Новый аббат Ульрих II (13061324) всеми силами пытался восстановить монастырь, но этому препятствовали различные экономические и политические потрясения, такие как чума, неурожаи, церковный раскол. Монастырь оправился лишь к XIV веку. В 1362 году герцог Рудольф IV, подаривший бенедиктинцам ценнейшую христианскую реликвию – предполагаемый осколок от креста, на котором был распят Иисус Христос, Мелькский крест (das Melker Kreuz). Он также перестроил гробницу святого Коломона. В XV веке в мелькском монастыре, как и в других, происходят волнения и многочисленные конфликты. Все это приводит к реформе бенедиктинских монастырей, и центром реформирования становится монастырь в Мельке. В это время аббатом становится бывший ректор Венского университета Николаус Зейрингер[8]. Его назначение привело не только к наведению порядка в монастырских стенах, но и длительному сотрудничеству с Венским университетом, что поспособствовало созданию духовного центра, где было написано огромное количество научных и богословских трудов, дошедших до наших дней.

Турецкие войны принесли в монастырь очередные беды. Было утрачено большое количество земельных владений, знатные владельцы соседних замков обратились к реформации, неурожаи расшатали экономические основы монастыря, и в 1566 году монастырь в очередной раз оказался на грани закрытия, его персонал состоял всего из трех патеров, трех клириков и двух братьев-мирян. От фактического закрытия монастырь спас аббат Урбан Пернтац. И именно с него начинается возрождение и расцвет монастыря. В монастырь потянулись монахи из Южной Германии, монастырь расплатился с долгами и даже выкупил имущество, в обители возобновляется научная и литературная деятельность, а в XVII веке, уже с приходом аббата Бертольда Дитмаейра, начинается перестройка монастыря в стиле барокко. Для это были приглашены известные специалисты в области строительства того времени.


Мраморный зал

Строительством до самой смерти руководил известный зодчий Якоб Прандтауэр, а затем его племянник Йозеф Мунггенаст. Внутренней отделкой занимался венский инженер, театральный архитектор и оформитель Антонио Бедуцци (Педуцци), лепными работами руководил Иоганн Пёк, потолочные фрески расписывали Йоханн‑Михаэль Роттмайр и Пауль Трогер и другие приглашенные художники, декоративной позолотой занимался Кристиан Давид. В 1739 году монастырь был достроен, но вновь произошел пожар. На этот раз восстановить монастырь удалось уже к 1746 году. В этот период в стенах монастыря осуществлялась большая культурная и научная деятельность. Монастырь посещали многие поэты, композиторы, среди которых были композитор Йозеф Гайдн, профессора Венского университета.

В дальнейшем монастырь ждали немалые потрясения: и реформы Иосифа II в стиле эпохи Просвещения, и пожар в северной бастее, о котором упоминалось выше, и большие финансовые затруднения. Однако монастырь выстоял. В ХХ веке он был полностью модернизирован, а в 1990 году окончательно отреставрирован. Сегодня это одно из наиболее посещаемых мест в Австрии. Туристы со всего мира съезжаются в монастырь, чтобы побродить по его прекрасным залам, посетить библиотеку и церковь, прогуляться по монастырскому саду.

Пройдя через ворота, туристы попадают в Привратный двор. По обеим сторонам ворот стоят башни, те самые бастеи, где и произошел когда-то пожар, унесший жизни 300 солдат русской армии, а также статуи святого Коломана и святого Леопольда. Ходить по монастырю можно бесконечно, разглядывая барочные фрески, фонтан, на месте которого стоял когда-то фонтан со статуей святого Коломана, изумительную барочную лепнину. Экскурсия начинается с музея, в котором можно увидеть древнейшее деревянное распятие XII века, большой деревянный алтарь, выполненный Йоргом Бреем Старшим, одним из основателей так называемой дунайской школы живописи. Именно художники этого направления вводили в алтарные композиции живопись. В одном из залов посетители могут увидеть огромный сундук, в котором хранилась казна. О важности сундука говорит сложнейший механизм-запор с не менее впечатляющим ключом. Открыть такой сундук было не просто. И, конечно, Мелькский крест – одна из основных реликвий монастыря.


Выход из мраморного зала на террасу

После осмотра музейных экспонатов туристы попадают в Мраморный зал. Он был предназначен для проведения балов и важных встреч, здесь встречали именитых гостей и членов императорской семьи. Для строительства зала был использован розовый мрамор из зальцбургских каменоломен. Зал поражает красотой и богатством. Огромные окна разделены колоннами и украшены позолоченной лепниной, на потолке роспись по античным мотивам, выполненная Паулем Трогером. Над дверями можно прочитать латинские изречения из устава св. Бенедикта: «Hospites tamquam Christus suscipiantur» («Гостей надлежит встречать, как самого Христа») и «Et omnibus congruus honor exhibeatur» («И всем следует оказывать соответствующие почести»).

Выход из мраморного зала ведет на террасу с видом на город и горы. А дальше посетители попадают в монастырскую библиотеку. Это одна из

Большой зал библиотеки

красивейших библиотек мира. Ее экспонаты уникальны. Например, «Песнь о Нибелунгах» около 1300 года издания, рукописная копия стихов Вергилия Х–XI вв. Библиотека расположена на двух этажах. На верхнем располагаются читальные залы, и публику туда не допускают, на нижнем этаже два зала, большой и малый. В малом зале собраны издания преимущественно XIX века. Потолок украшают фрески, созданные Паулем Трогером. На фреске в центре большого зала символическое изображение Веры – женщина, держащая книгу за семью печатями; женщину окружают четыре группы ангелов – аллегорическое изображение четырех добродетелей: Мудрость,

Монастырская библиотека

Смелость, Благоразумие, Справедливость. По бокам от дверей стоят четыре деревянные фигуры – изображение четырех факультетов: теологии, философии, медицины и юриспруденции. Далее по винтовой лестнице, достойной отдельного рассмотрения, посетители попадают в церковь. Церковь Петра и Павла по праву считается одной из самых красивых барочных церквей Австрии. Роскошный интерьер, обильно украшенный сусальным золотом, лепниной и мрамором, выдержан в оттенках золота, охры, оранжевого, зеленого и серого. Проект был предложен Антонио Бедуцци и воплощен приглашенными художниками. Центральная тема позолоченного алтаря – прощание апостолов Петра и Павла друг с другом. По преданию, их в тот же день вывели из Мамертинской темницы на казнь. Огромная золотая корона над двумя позолоченными фигурами предвещает мученичество святых, а в христианском смысле – победу. Два апостола

окружены скульптурами ветхозаветных пророков. Над всем возвышается Бог Отец под еще одним знаком победы – крестом. Великолепные потолочные фрески Иоганна Михаэля Роттмайера продолжают мотивы всепобеждающей церкви, под куполом мы видим «Небесный Иерусалим», на потолке основного собора – святой Бенедикт на небесах. Алтарные скульптуры представляют святых Коломана и Бенедикта. В левом алтаре в саркофаге хранятся кости святого Коломана.


Монастырский парк

Оказавшись на улице, посетители могут прогуляться по монастырскому парку и осмыслить ощущения. Парк создавался в 1746–1747 гг. и дошел до нас практически оригинальным. В небольшом парковом павильоне можно перекусить и выпить кофе. Павильон был разработан Францем Мунггенастом в барочном стиле, а в росписи, выполненной Иоганном Баптистом Вацлававом Берглем, использованы экзотические мотивы. Павильон производит светлое и легкое впечатление, летом здесь проводятся концерты. Далее можно прогуляться по большому парку. Он занимает достаточно большое пространство и расположен на нескольких уровнях. Здесь есть беседка в японском стиле, чудесный пруд с небольшим островом-клумбой, вокруг пруда растут двухсотпятидесятилетние липы. На одном из уровней разбит огород, на небольших грядках различные травы, овощи, а также черная и красная смородина. Это Райский садик (Paradiesgärtlein). Поднявшись чуть выше, оказываешься на своеобразной поляне, где в строго определенное время, связанное с религиозными обрядами, разводят костер. На месте для костра возвышается металлическая конструкция с фигурой

Фигура Нечистого

Нечистого. Вдоль древней кирпичной стены на металлических шестах сидят металлические вороны работы Ингрид Краловец (Ingrid Kralovec). Вороны символизирую монахов монастыря.

Городок Мельк и его окрестности – чудесное место для прогулки. Это лишь начало долины Вахау, протянувшейся вдоль Дуная. По берегам на склонах гор раскинулись виноградники, где производят известные на всю страну вина. Здесь множество старинных замков, некоторые прекрасно сохранились, от других остались лишь руины. Вас встретят чудесные маленькие городки с узкими улочками, старинными домиками и уютными ресторанчиками. За каждым из них стоит история.

Так, в небольшом городке Дюрнштайн в одном из замков держали плененного Ричарда Львиное Сердце, а на одной из дорог стоит монумент русским, французским и австрийским солдатам. В 1805 году войска под командованием Наполеона двигались на Вену, и именно здесь были остановлены русскими и австрийскими войсками.

Весной в долине цветут абрикосы, а в городе Кремс делают знаменитый на весь мир абрикосовый ликер Bailoni. В любой пекарне вы купите ароматнейшие и вкуснейшие булочки, которые так и называются – вахауэр. Долина Вахау это прекрасное место для путешествий и отдыха. Каждый обязательно найдет здесь что-то для себя интересное. И город Мельк один из таких туристических маршрутов.


«В скриптории холодно, палец у меня ноет. Оставляю

эти письмена, уже не знаю кому, уже не знаю о чем.

Stat rosa pristina nomine, nomina nuda tenemus…»

Умберто Эко. Имя розы.



[1] «Песнь о Нибелунгах» средневековая германская эпическая поэма, написанная неизвестным автором в конце XII – начале XIII века. [2] Marktrecht – торговое право, регламентирующее в средневековой Европе проведение народных праздников, ярмарок, выставок, а также различных торговых мероприятий, в частности еженедельных и специальных рынков. Имело большое значение для развития торговли в Европе. [3] Маутхаузен (KZ Mauthausen) немецкий концлагерь около города Маутхаузен в 19381945 годах. Представлял собой систему, состоящую из центрального лагеря и 49 филиалов, разбросанных по всей территории бывшей Австрии. [4] Эбензее (KZ Ebensee) филиал Маутхаузена в местечке Эбензее в Верхней Австрии. [5] Alter Brotladen старая хлебная лавка (нем.). [6] Экземция (Exemtion) – в католическом церковном праве выделение отдельных учреждений из церковной юрисдикции и прямое подчинение папе Римскому. Особое значение экземция имела для орденов и монастырей, которые благодаря этому статусу могли получить определенную юридическую самостоятельность по отношению к соответствующим местным и областным церковным должностным лицам, в основном к соответствующему епархиальному архиерею. [7] Скрипторий (scriptorium) – возникшие в поздней античности (в основном в монастырях) мастерские по переписке сакральных рукописей. [8] Николаус Зейрингер (Nikolaus Seyringer) (1360–1425) – бенедиктинский монах и мистик, ректор Венского университета, аббат монастырей Субиако (Subiaco, Италия) и Мелька, инициатор Мелькской реформы.


Просмотров: 14Комментариев: 1
  • Facebook - Московский BAZAR
  • Instagram - MOSSALIT_BAZAR

© Московский BAZAR, 2020