СЕМИНАР № 1. Ольга Уваркина. По следу Бегущего по лезвию-2049...
It’s too bad she won’t live! But then again, who does? Жаль, что она не будет жить! Но кто будет? GAFF (Гафф). Бегущий по лезвию-1984
В мире Хэмптона Фанчера и Майкла Грина хмуро и безнадежно. В нем нет даже искры мимолетной радости, не говоря о простом солнечном дне. Всегда темно и пасмурно, идет дождь или падает снег. Единственное место, где не бывает осадков – это суровая Калифорния (Лос-Анджелес). Но и эта территория, суровый край земли, покрыта сетью парников и ангаров с ядовитыми испарениями от земли, выжженной радиацией, а единственное выжившее дерево, навсегда лишенное зеленой кроны, стоит как символ памяти случившейся трагедии…
Здесь невольно вспоминаются слова песни: «Здесь птицы не поют, деревья не растут…».
Деревья и птицы существуют только в закрытых помещениях в виде голограмм. Города и бывшие промышленные центры превратились в свалку, груду мусора и проржавевших металлоконструкций. Все это – последствия прошедшего блэкаута и отголосков радиации, поразивших американский континент.
В этом мире мыслящего разума и высоких технологий людей осталось меньше, чем созданных ими репликантов – роботов из плоти и крови, которые, уже не желая служить человечеству и быть рабами, готовят восстание. Репликанты умны, образованны, обладают многими способностями сверхчеловека, кроме одной – самовоспроизведения. Но и это, кажется, ненадолго…
Жестокость и насилие, страх и безысходность царят в системе, где даже в клятве‑контроле на лояльность существующей власти превалируют два слова: «связан» и «клетка»…
Вам это ни о чем не напоминает?
Дети… Это особая каста выжившего из ума человечества, обреченная на жизнь в резервациях, где царят мрак и беспредел, а само понятие «ребенок» имеет ценность только в качестве рабского труда, где используется природная детская моторика.
Пережившие трагедию люди живут в мире иллюзий и прошлого, в мире голограмм, которые наделяют чувствами, эмоциями. Может быть, только так можно дожить до старости и выжить в этом бездушном мире.
Киберпанк… Так ли он фантастичен и недосягаем в развитии цивилизации, чтобы не задуматься: куда мы идем?
«Каждый день мы совершаем действия, непредсказуемые последствия которых могут иметь (и имеют) глобальный масштаб. С 1970 года количество людей на этой планете удвоилось; естественный мир, до недавнего времени окружавший человечество, становится редкостью.
Нам не удается избавляться от вещей, которые кажутся нам неправильными. Как обществу, нам даже не удается избавиться от таких явно лишних вещей, как героин и водородная бомба.
Как культура, мы любим играть с огнем, просто потому, что нам это нравится; а если на чем-нибудь можно будет делать деньги, то нас уже ничто не удержит. Ожившие трупы а-ля Мэри Шелли не пугают нас; нечто подобное происходит каждый день в отделениях интенсивной терапии.
Сама человеческая мысль, заключенная в программном обеспечении, становится тиражируемым товаром. Даже содержимое человеческого мозга не является чем-то священным; напротив, человеческий мозг является предметом многочисленных научных разработок.
На духовный аспект уже никто не обращает внимания. При таких обстоятельствах мысль о том, что Природа Человека должна доминировать над Великой Машиной, просто глупа. Это может показаться странным для непосвященных.
Возьмем для примера лабораторную крысу, в чей мозг вживлены электроды. Как вы посмотрите на то, если она начнет страстно проповедовать то, что в конце концов Природа Грызунов восторжествует?
Почти всё, что мы делаем с крысами, можно проделать и с человеком. А с крысами мы можем сделать многое. Об этом нелегко думать, но это правда. Она не исчезнет, если мы закроем глаза. Это и есть киберпанк» (из эссе «Киберпанк в девяностых» Брюса Стерлинга).
Может быть, только улыбка женщины-голограммы Джоши и светлая печаль в глазах репликанта Кея, чем-то неуловимо напоминающая скорбный взгляд моего любимого актера Николаса Кейджа, вселяют маленькую надежду на благополучный исход человеческой истории…