Александра Скребкова-Тирелли
Хроники одного дня
С плантаций Тринидада и Тобаго
привозят кофе в итальянский бар.
Заря сгорает, как сгорал Икар.
Китайский раб всю ночь среди лекал
И ножниц суетился над вискозой,
Декабрь издевался над мимозой:
Соцветия морозил и сдувал,
И первый посетитель в баре ждал
Свой капучино в новогодней кружке.
Валялся пес в траве и прелой стружке,
Был мир огромен и ужасно мал.
И грешник в церкви свечку зажигал
За упокой троюродной старушки,
А после евро нищему подал.
Тянулось время жвачкой, пахло гарью,
И кто-то называл кого-то тварью,
И Бог листал об этом всём
журнал.
***
Кем бы я хотела по-настоящему быть – матросом,
Что видит закат вблизи, как бабочка розу.
Вы скажете, что видят закат еще лучше пилоты,
Но у тех, скажем так, немного другие заботы –
Как не разбиться и не рассыпать по небу
хрустальные души,
А матросы могут подолгу лежать и слушать,
Как упругие сильные серые мускулы-волны
Бьются и бьют, но никому не больно –
Ни воде, ни железу, контейнерам, бакам с
горючим.
Море, besame mucho, besame, бесаме мучо.
Ночь нежна, и зеленый маяк, и русалочий
профиль,
Полароидный снимок трехлетней блондинистой
крохи.
И играет луна в свои игры, знакомые с детства:
Как нырнуть в облака и куда-то предательски
деться.
И индийский мотив из соседней каюты – напарник
из Дели.
И плывет это судно, «Sant’Anna», как сердце твое,
на пределе.
***
Я б написала репортаж
О жизни, о судьбе, о боли,
Да мало зла, сарказма, соли.
Наотмашь бьет не мой типаж.
Способна заварить вам чай,
Подать в фарфоровом сервизе –
Привет Джейн Эйр и бедной Лизе!
Вот мой напиток – получай.
Я заварила на слезах,
С лимоном терпким из Сан-Ремо.
Восток сгущается в глазах –
Бахчисарай. Я в нем Зарема.
Иль сицилийка. Шаль черна,
На шее капелька коралла.
Заря – как жар, и ночь больна,
Но никогда не умирала.
Стихотворение из цикла «Время»
У меня есть Время, оно обдирает, как струпья,
листья
И свистит мне ветром, что лето не вечно длится,
И ноябрь сильнее, сильнее июльской дремы.
Под холодным ливнем автобус спешит, зарёван.
И в нем каждый хмурый и с носа сдвигает маску,
И туман запрещает им видеть в красках
Этот мир, что был словно фреска от Ботичелли,
И по радио хриплый хит из прошлого – «Сэлли».
В этой песне поется, что Сэлли растратила Время,
Но несет это чувство радостно, точно не бремя.
Будто это заслуга – полопать, как шарики, годы,
И идти некрасивой и нищей во власти
ноябрьской погоды.
Запирают соборы и ставни, и воют собаки,
Еле видно рекламу: просекко, прошутто и раки.
И туман обнимается с Временем крепче, чем в танце.
На вокзале пьяница спит в полушубке и сланцах.
И по городу бродит и бродит увядшая Сэлли,
И старик сторожит Рафаэля в закрытой капелле,
И последний прохожий наткнулся на урну
в молочном тумане.
Мы уверены: все будет плохо,
но только
не с нами.
Луиджи
Как будто бы растаявший топаз,
На землю льется мартовское небо.
На мир больниц, парковок, автобаз
И на сарай с наклейкой «Адидас» –
Соседский. Окончательная треба –
Быть признанным своей родной землей,
Не умереть подкидышем, но сыном.
Пусть души
Улетают
Птичьим
Клином,
А плоть размякнет – станет колеей,
В которой зародится буйный куст,
В которой утка высидит яичко.
Ах жизнь моя, проигранная стычка!
Одной тебе –
Последний
Шепот
Уст.
***
А солнце – как запутанный клубок
Лимонной шерсти в облачной корзине.
По полю аист шествует разиней –
Он смотрит в небо, а у самых ног,
Точнее – лапок, прыгает лягушка –
Он проворонил, кажется, обед.
В деревню возвращается мопед
На всех парах. Как пенистая кружка
С холодным пивом, убывает день,
И каждому достанется глоточек,
И кипой непросушенных сорочек
Легла на душу тягостная лень.
А может быть, ее сестра, тоска?
Кто разберет их, обе неприглядны!
И вьется локон нитью Ариадны
Серебряной у темного виска.
Вечность
И стариковский вальс, и рыбное меню,
И плющ – как челка ослика под крышей,
А побережье – Африка Камю:
Пески и дюны. Крикни – не услышит
Никто тебя, ну кроме рыбака,
Худого загорелого Харона.
И в пляске Витта зубчик чеснока
На масле заезжает в макароны.
Здесь Время – собутыльник, не судья –
От ветра все морщины и артриты!
Харон уснул, и мечется ладья
Всю ночь вдоль
Пляжей
Санта-Маргериты.
Сонет весенний языческий
И вдруг поймешь, что в воздухе – Весна,
Как капля вермута в стакане с минералкой.
Прелестная девчонка со скакалкой,
Ты богом в утешенье нам дана.
Ты классики рисуешь на асфальте
Рукой ребенка – краше нет руки.
И ножки в гольфах резвы и крепки,
Глаза – как море в Ницце или Ялте.
Весна – дитя, рожденное в метель:
В платке пуховом душно, в шубке – жарко,
А мать-Зима смеется, ей не жалко,
Что плавится под солнцем колыбель.
И небо жжет глаза голубизной,
И мир от смерти лечится Весной.
***
Луна бледнее, чем покойница,
Как плач по ней – кошачий крик.
С мной сидит моя бессонница,
На образах все строже лик.
Все дальше Бог, а ветер яростный –
Возмездье здесь, а не потом.
Христос родился теплый, ясельный,
Но гнуться будет под крестом.
Вот так и ты, конвертик розовый
Иль голубой – на радость всем.
Но жизнь не лентой вяжет – тросами,
Пусть каждый дом – как Вифлеем.
Благославен же дом родительский,
В нем Царь – отец, Царица – мать.
Пусть жизнь моя – спектакль любительский,
Как стыдно в нем недоиграть!
Апрель
Мне, знакомой с детства с зимою
В ее самом суровом обличье,
Как не знать, что сначала птичье
Племя пляшет – потом земное!
Гордо Март объявляет птицам –
Самым старшим шепчет на ушко,
Что ненужной станет кормушка,
Что закончится время поститься!
Что земля будет теплой коркой
Пирога, только сверху невзрачной.
По асфальтовой шкурке наждачной
Дворник водит ветвистой метелкой.
И тогда, когда город захвачен
Будет воинством птичьим глумливым,
Когда небо сольется с разливом
Далеко за мостами, за дачей,
Вот тогда станет ясно и грустно,
Как в карете пустой карусели:
Жизнь не сможет начаться в апреле,
Жизнь свое не покинула русло.