top of page

Дед Мороз – это судьба. МОНОЛОГИ ДЕДА МОРОЗА


Это в сказках они родня, а в жизни – коллеги и партнеры с юности. Встретились в 1987 году, когда студент Московского института культуры Виктор Григорович принял юную Ольгу Новосёлову в только что им созданный первый в столице театр ростовых кукол «Балаган». Много лет спустя, в бессчетный раз обернувшись Дедом Морозом и Снегурочкой, они вместе с москвичами и гостями столицы встречали миллениум на Красной площади. Тесное их сотрудничество продолжается поныне. Виктор Владимирович – уже самый настоящий дедушка – по‑прежнему волшебный Дед, а повзрослевшая Снегурка – Ольга Рудольфовна – теперь чаще выступает в роли сценариста. Так кому же, как не ей, «внучке» со стажем, беседовать с «дедом» о взгляде на профессию изнутри!


О начале дедморозного пути


– Для меня Дед Мороз – это не просто профессия, а можно сказать судьба. У многих знакомых и незнакомых друзей в телефонной книге или в контактах я записан «Дед Морозом». Вот, например, вчера утром разбудил меня звонок с неизвестного номера. «Алло, это Дед Мороз? Из Пензы вам звоним, поговорите, пожалуйста, с непослушным мальчиком…» Поговорил, мальчик обещал хорошо себя вести. Дети мне доверяют, ведь я являюсь потомственным волшебником в третьем поколении.

Мой дедушка был владельцем небольшого кукольного театра марионеток. Он с семьей эмигрировал из Польши в Россию в начале прошлого века. Я его кукол хорошо помню, дед обучал меня маленького с ними работать. В зрелом уже возрасте он выступал в роли Деда Мороза.

Отец работал в Московской областной филармонии конферансье, под Новый год перевоплощаясь в сказочного Деда. От отца мне досталась моя первая профессиональная шуба. В ней я много лет работал, в ней же был Дедом Морозом при встрече миллениума на Красной площади. Но еще в первом классе, насмотревшись на работу отца, я взял без разрешения в костюмерной шубу (чужую причем, не отцовскую) и решил поздравить одноклассников. Приладил огромную костюмную шапку на свою и подтянул на резинках бороду, а сердобольная первая учительница Татьяна Алексеевна подвязала слишком длинный подол веревочкой на поясе. В таком виде я и дебютировал в роли Деда Мороза, испачкав, кстати, чужую шубу, за что мне потом дома влетело.



Отец Виктора Григоровича, Владимир Владимирович, на детской ёлке.


В средней школе я занимался боксом, учился в музыкальной школе по курсу классической гитары, играл в школьном ансамбле – родители старались максимально меня загрузить, чтоб отвлечь от улицы. Я же родом из Марьиной Рощи (до сих пор тут живу), у нас в начале 80-х прошлого века среди пацанов считалось правилом хорошего тона собраться гуртом и поехать в центр Москвы подраться.

После школы выучился на киномеханика и вскоре ушел в армию, служил в танковых войсках под Калинином (Тверью). Там, припомнив семейный творческий багаж, начал поздравлять с наступающим Новым годом поваров и сослуживцев. Начальство это заметило, заценило, добыло подходящий костюм, прикрепило ко мне баяниста из военного оркестра и Снегурочку с подшефного текстильного комбината и стало засылать нашу троицу с поздравлениями по воинским частям и семьям офицеров.

Так уже в первый год службы я обрел авторитет и проверил на себе «волшебную силу искусства». Однажды сослуживцы скинулись на шампанское и велели нашей бригаде без него не возвращаться. 31 декабря 1984-го на весь город был один дежурный винный магазин, в который стояла длиннющая злая очередь. Одиннадцать вечера… Запеваю под баян песню на все времена: «Я сегодня весел тоже, и с ребятами дружу, никого не заморожу, никого не застужу». Снегурочка начинает раздавать людям в очереди конфеты… Поем и потихоньку приближаемся к входу… Пропустили! У прилавка дарим озверевшим продавщицам песню и пакет конфет, покупаем ящик шампанского, маскируем его в мешке для подарков и осторожно выходим к очереди – с песней «В лесу родилась елочка». Мешок предательски позвякивал, но ничего, донесли трофей до части…


О первом в Москве театре ростовых кукол «Балаган»


– После армии я понял, что призвание и семейные творческие наработки надо закрепить дипломом, и поступил в Московский институт культуры. Вступительный экзамен по специальности сдавал в костюме Деда Мороза, а это летом было, в мешке принес кульки с конфетами и вручил обалдевшей приемной комиссии. Приняли с первого раза.

На втором курсе, в 1987 году, организовал скомороший театр-студию «Балаган» из однокурсников, тогда у нас появились и первые новогодние программы с Дедом Морозом в окружении скоморохов.

1980-е годы. Дед Мороз – Виктор Григорович, Снегурочка – Ольга Новосёлова


Выступали на ярмарках, во дворах, в парках, нас заметили, как интересный уличный театр. Конечно, ребята мои мечтали о больших творческих площадках, а я их подбадривал, мол, придет время, выступим и на Красной площади! Через два года к новогоднему представлению в Измайловском парке культуры были изготовлены первые в Москве ростовые куклы и нашу дружную команду пригласили отработать в них новогодние елки (я в этой сказке и Дедом Морозом выходил, и переодевался в куклу Мышиного короля). После Нового года куклы были списаны и достались нам, так мы стали первым в Москве (а возможно – и в России) театром ростовых кукол, нас начали активно приглашать на гастроли сначала по Московской области, потом и по стране. И когда 15 лет назад открывали в Кузьминках московскую резиденцию Деда Мороза, то на церемонию пригласили именно «Балаган». С тех пор я подружился с этой сказочной усадьбой и почти каждый год встречаю там детишек. Но приоткрою профессиональную тайну: нас тут несколько Дедов, поскольку физически одному не справиться, детские экскурсии идут сплошным потоком каждый день без выходных.

Григорович в созданном им театре «Балаган»


О создании сказочного образа


– Что главное в образе Деда Мороза? Думаю, профессиональная этика. И внутренний посыл. Много халтурщиков сейчас развелось, эдаких аниматоров в красных или синих халатах. Они считают, что можно напялить костюм, белую бороду, запастись парой-тройкой стихотворных штампов – и готов образ! Нет, для меня эта роль сродни священнодействию. Когда выхожу к зрителям, всегда помню, что образ Деда Мороза исторически сложился из древнеславянского мифического бога зимы. Воплощения у него разные были в языческие времена – Карачун, Зимник или более известный благодаря телесказке Морозко.

Это строгий был волшебник, и только ближе к XX веку он обрел черты Святителя Николая, преобразился в Деда Мороза и стал добрым, приносящим подарки. Также из глубины веков идет традиция появления в предновогодние дни Старца Севера как символа обновления природы, жизненных ритмов, а не только календаря.

Раньше на Руси новый год приходился на Масленицу, однако именно в декабрьские студеные дни зимнего солнцестояния, после которого день начинает расти, предки наши общались с духами зимы, старались их задобрить, на деревьях в лесу дары развешивали. Отсюда и пошла традиция украшения новогодних елочек. Поэтому считаю, что Дед Мороз должен вести себя важно и строго, не забывать, что он – повелитель зимы, а не аниматор для вручения подарков.

Конечно, для достоверности восприятия образа важно и место, где праздник организован. В московской резиденции в Кузьминках очень помогает сказочная атмосфера парка. Действо начинается на улице, среди елочек, потом дети идут на экскурсию в сказочные терема… Не буду подробно рассказывать, приходите, увидите сами, мы со Снегурочкой рады будем. Кстати, у Санты и прочих заграничных «Морозов» нет спутницы, а у нас через сказку Островского этот милый образ вошел в новогодние традиции.


Дед Мороз и год Собаки

О Снегурочках и новогодних чудесах


– Одну чудесную историю расскажу из начала нулевых, про это даже сюжет для НТВ снимали. Однажды перед Новым годом пригласили нас – Деда Мороза и Снегурочку – в богатый особняк в Барвихе. Девочка позвонила мне, позвала в гости, сказала, что живет с папой и попросила в подарок… маму! Сказала, все остальное у нее есть. Я удивился и как-то отговорился тогда, не придал особого значения столь необычной просьбе. Собираемся на заказ, а Снегурочка заболела! Опоздать невозможно, не приехать или приехать одному – тем более, заказчик крутой, сами понимаете… Притормозили на Тверской, где тогда дежурили эскортницы. Выбрали самую красивую девушку, объяснили ей, что надо подыграть Деду Морозу в костюме Снегурочки, дескать, ситуация безвыходная, гонорар приличный. Девушка согласилась. Приехали, поздравили дочку с папой… А через два месяца наша Снегурочка с Тверской вышла замуж за хозяина особняка, и девочка обрела маму. Чем не новогодняя сказка про исполнение желаний? Голливуд отдыхает!

Да, Снегурочек со мной поработало много... Думаю, больше тридцати! Кого-то из них хорошо помню, с кем-то дружу по сей день. Одна из первых сейчас сама уже бабушка и пишет для «Балагана» сценарии в стихах. А иных и не припоминаю, просто стажерки‑студентки… Бывало, в год несколько разных программ проводил, по разным сценариям, с разными артистками.

Сейчас у меня в паре юная Катя Бортник, внучка народного артиста Ивана Бортника, а привел ее в театр год назад ее папа – наш режиссер по свету Федор Иванович Бортник. Такое вот продолжение актерской династии.

Виктор Григорович в ГУМе с Катей Бортник и театром ростовых кукол «Балаган»


О крутых заказчиках и VIP-клиентах

– Однажды, в конце девяностых, когда у меня еще не было мобильника, перед Новым годом приезжаю по приглашению в гостиницу «Националь» поздравить гуляющую элиту. И забыл в суете, что надо заходить со служебного входа, паркую свою старенькую четверку на VIP-стоянке среди крутых авто, вылезаю в перепачканных трениках (в Москве – дождь со снегом), достаю большую старую сумку с костюмом и спешу через главный вход… На меня мгновенно кидаются одетые в костюмы с иголочки охранники, чуть ли не скручивают…

«Спокойно! – отбиваюсь. – Я Дед Мороз»! Хорошо, что навстречу уже спешила пригласившая меня администратор, проводила в гримерку.

Отработал я программу, возвращаюсь, и у другого зала тормозит меня реальный такой, навеселе, с толстенной золотой цепью на шее, товарищ, который в невиданную тогда мобильную трубу кому-то радостно орет, что встретил в коридоре нужного чувака. А мне – параллельно – что-то вроде: «Слышь, погоди, тут надо братву поздравить»… Даже если б я и спешил, попробуй-ка откажись! Иду в зал к братве, быстро передаю звукооператору кассету с фонограммой… Братва впала в детство, пела про елочку и танцевала… Выдохнул, иду из зала в коридор, догоняет сияющий обладатель якорной цепи на шее, достает пачку стольников, отмеряет половину, как в том старом анекдоте, спрашивает: «Стока хватит?» и сует мне в варежку. Не успеваю я ответить, как меня окружает делегация из представителей «иностранных» банкетных залов и наперебой начинает зазывать поздравить своих заморских гостей… В общем, это был удачный вечер!

Еще запомнился случай из начала нулевых. В разгар новогодней кампании после утренника подходит ко мне солидный дядька и приглашает поздравить сегодня его друзей. Мол, доставим туда и обратно в лучшем виде. Куда, спрашиваю, а то у меня еще ночной заказ. Да на Урал, отвечает, успеете! Захотели, говорит, московского Деда Мороза… Соглашаюсь.

Доставляют меня в аэропорт Быково к частному терминалу, сажают на самолет, три часа летим. У трапа такие же серьезные крепыши пересаживают в черный мерседес и везут в лес… Тут я как-то подзабыл, что сам типа волшебник и в прошлом боксер, напрягся слегка. Привозят в… баню. Переодеваюсь, выхожу работать, выясняется, что отдыхают и Новый год празднуют четверо взрослых – двое солидных мужчин, с ними две дамы. Веселились они от души! Потом их друзья, вручив хороший гонорар, тем же самолетом быстренько доставили меня обратно в Москву, и я успел на ночной заказ.

Несколько лет назад в одном подмосковном особняке мы с театром «Балаган» устраивали праздник для группы детишек. Я на улице по периметру дома в каждом занавешенном окне поставил ростовую куклу – кота Леопольда, Буратино, Лису и прочих. Такая идея пришла спонтанно: Дед Мороз открывает занавеску, а там – персонаж из мультика. И потом эти куклы ожили и пошли вручать многочисленные подарки ребятишкам. Тут невидимый поначалу хозяин дома заинтересовался, спустился из своего кабинета к детям, а после программы стал зазывать меня на бокальчик шампанского. Очень огорчился, когда я отказался, сославшись на еще один предстоящий заказ, – так проникся общим весельем.

Словом, все взрослые, в том числе и VIPы, хотят праздника, хотят иногда вернуться в детство. Но все же статусные родители чаще приглашают меня для детей, а сами редко принимают участие, предоставляя делать это няням или управляющим.

В гостях у Зураба Церетели


О зимнем отдыхе и летних заботах


– Летом я продолжаю дедморозить да новые программы придумывать.

Хобби и лучший для меня отдых – рыбалка. Зимой люблю рыбачить на льду Рузы, а летом отправляюсь либо на Баренцево море, либо на Белое, а иногда и в Астраханскую область на базу отдыха для рыбаков и беру с собой костюм Деда Мороза. Именно здесь придумал программу «Дед Мороз и лето», провожу ее совершенно бесплатно для детишек, отдыхающих с родителями-рыбаками. Жарко, конечно, в шубе, но детский восторг воодушевляет. Меня ждут, однажды к моему приезду специальный конкурс рисунка провели и привозили автобусы с детишками из соседних поселков. Также в конце лета начинаю с театром готовить очередную новогоднюю программу.

Дед Мороз на отдыхе летом


О миллениуме


– Это был самый запоминающийся новогодний экстрим! Нас пригласили поздравить народ сразу после боя курантов в ночной новогодней программе, что шла на сцене у Исторического музея. Как всегда, ехали с заказа, опаздывали. Выбегаем из метро, прикидываем маршрут и цепенеем… Вся площадь забита плотно зрителями, не протиснуться, а до наступления миллениума семь минут осталось… Фэсэошникам предъявили посох, чемодан с реквизитом, они по рации с кем-то связались и без всяких документов пропустили через ограждения. И вот бежим мы по скользкому граниту Мавзолея, мимо кремлевской стены с табличками, а справа бушует огромная масса народа с петардами и шампанским! Уже речь президента звучит, а мы только влетаем за сцену, одеваемся, наспех поправляем грим… Уф-ф! Успели! Куранты пробили полночь, и мы вышли поздравлять ликующих гостей Красной площади с наступлением нового тысячелетия!

Закулисье. Дед Мороз – Виктор Григорович, Снегурочка – Ольга Новосёлова


О продолжении династии


– Сын в Деды Морозы никогда не стремился, хотя с малых лет бывал в «Балагане», на гастроли иногда с нами в детстве ездил. Однако творческая жилка у него по-своему проявилась – он руководит рекламным агентством, разрабатывает и конструирует компьютерные игры, продвигает мобильные приложения. Может, из внучки со временем вырастет Снегурочка…


О новогодних пожеланиях, личных и детских


– Себе я всегда только одно загадываю: побольше работы, на разных площадках – больших и маленьких. В нашем деле новогодняя компания весь год кормит, чего уж скрывать? С Красной площадью у нас давняя дружба – вот уже шесть творческих сезонов отработали на ГУМ-ярмарке, программы шли по выходным, в каникулы с декабря по февраль, включая и новогодние ночи. Каждый год мой Дед Мороз дарит москвичам авторскую программу с куклами-масками для детей и взрослых. Сценарии пишем всегда заново, выдержанные в духе традиционных ярмарочных гуляний, эдакий городской фольклор на современный лад. В этом году, к великому сожалению, ярмарки отменили из‑за коронавируса. Бывают глобальные мировые проблемы, с которыми даже Дед Мороз не в силах справиться, увы…

Просьбы детей о подарках изменились под влиянием общества потребления. Все чаще ребятишки заказывают Деду Морозу крутые девайсы последних моделей. Недавно дорогую квартиру на Арбате мальчик попросил, чтобы сдавать. Тут по ситуации я стараюсь изменить детское отношение к пожеланиям – настроить на мысль, что в жизни важнее доброта и здоровье, счастье близких людей, а не материальные ценности.

Зато в создании и подготовке программ технический прогресс, несомненно, помогает. Это касается работы в студии звукозаписи, сбора материала для сценария, технического оформления и украшения площадки. В этом году, в условиях карантинных ограничений, разработали интерактивную онлайн-елку с куклами-масками и визуальными эффектами, чтобы Дед Мороз с командой работал с детьми дистанционно из студии. Но разве можно заменить монитором живое общение артиста со зрителями! Хочется верить, что следующий Новый год будем встречать, как и прежде, в тесном сказочном кругу. Именно этого и хочу пожелать вашим читателям!



Специально для «Московского BAZARа» монологи Деда Мороза записала Снегурочка Ольга Новосёлова, актриса, сценарист, член Союза журналистов Москвы.



Подробнее о Снегурочке



Ольга Новосёлова

Новосёлова Ольга Рудольфовна родилась и выросла в Москве. В школе режиссировала капустники и сочиняла для них сценарии.

В 1987 году, увидев объявление о наборе, пришла в театр «Балаган». Как обладательница пышной косы, сразу получила роль Маруси в постановке «Про Федота‑стрельца, удалого молодца».

Через два года поступила в Институт культуры, где тогда учился почти весь состав «Балагана». После получения диплома продолжала играть в «Балагане».

В нулевые стала художественным руководителем Таганского парка, начала публиковаться в журнале «Праздник».

Роль Снегурочки постепенно перешла к дочери Маше.

После Таганского парка работала в методическом центре Управления культуры ЦАО, а после – в Доме культуры «Гайдаровец». Писала статьи и сборники на культурно‑просветительские темы.

В 2017 году стала членом Союза журналистов Москвы.

Бессменный, с основания, участник театра ростовых кукол «Балаган» (руководитель В. В. Григорович) – артистка, сценарист, завлит.


57 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page