top of page

Ольга Грушевская. Кинематограф – главное дело жизни. О заслуженном кинодраматурге Зиновии Маркиной

Обновлено: 31 июл. 2020 г.

Вместо предисловия


Недавно в нашем поселке Московский писатель, что расположен во Внукове как раз между Изваринской церковью и усадьбой конфетного магната Абрикосова , встал вопрос о том, что пора бы написать книгу – художественный справочник – о тех деятелях искусства, которые проживали в поселке с его основания и благодаря которым Московский писатель и был образован. Про Переделкино написаны горы книг, а про соседствующее Внуково, как оказалось, ничего нет. И решили мы тогда восстановить справедливость и инициировать работу над книгой о жителях Внуково. Однако дело это не быстрое и не легкое, и можно только лелеять надежду, что наш общий труд рано или поздно появится на свет. А пока мы начали собирать материал про наших аборигенов – бабушек и дедушек, которым за заслуги в области культуры и искусства в 1934 году по распоряжению Сталина была выделена земля под дачное строительство. Среди них были легендарные Г. Александров и Л. Орлова, Л. Утесов, И. Ильинский, И. Дунаевский, Ю. Милютин, В. Гусев, Е. Долматовский, А. Сурков, С. Образцов, З. С. Маркина и др. И в результате застройки образовался поселок Московский писатель.

Изучая домашние архивы и приступая к написанию статьи для книги, я на всякий случай заглянула в интернет, чтобы понять, что же в мировой паутине имеется про нашу бабушку Зиновию Семеновну Маркину. Но, к своему разочарованию, обнаружила лишь скудные обрывки справочных данных, да и то лишь примерных. Это меня расстроило, так как есть все основания считать, что бабушка была не только фигурой легендарной в кругу нашей семьи и в творческо-профессиональном сообществе, но и являлась яркой звездой в истории российского кинематографа благодаря своим многочисленным творческим заслугам, и это, бесспорно, должно быть увековечено в энциклопедиях и справочниках. Именно полное отсутствие информации, граничащее с забвением ее имени, и побудило меня опубликовать статью в народной энциклопедии – Википедии.


В 2004 году я написала небольшое эссе «В память об атлантах», посвященное 105-летию Зиновии Маркиной, где очень скромно и почти неловко постаралась приоткрыть узкую щелочку в тот дивный и противоречивый мир, в котором я была лишь ребенком, до конца не осознающим «атлантической» мощи людей в бабушкином окружении. И вот теперь, подняв архивы, проанализировав длинный творческий путь нашей Зины и сделав множество поразительных открытий, я с уверенностью могу сказать, что статья в Википедии и собранный материал для будущей книги о Внукове лишь начало того увлекательного путешествия, которое мне предстоит.

А предстоит обязательно, потому что нет теперь никакой возможности отбросить этот семейный пазл в сторону. Я начала складывать его из архивных записей, писем, выдержек о Зиновии и ее эпохе из различных мемуаров современников – собирать по крохам, по крупицам, по обрывкам воспоминаний, моих собственных и других родственников. Работа эта дает мне, как писателю и исследователю, а затем, уверена, предоставит и читателям возможность узнать – в лице нашей Зины – о величии людей, стоящих у истоков русской культуры первой половины ХХ века, об их беспредельной искренности и самоотдаче, понять многие сложности и противоречия того непростого исторического периода жизни.


Но пока давайте все же начнем с начала, а точнее, с общей информации, чтобы было понятно, о ком идет речь.

Зиновия Семеновна Маркина (14 ноября 1904 г., п. Колпино Санкт-Петербургской губ. – 02 марта 1992 г., Москва) – актриса, кинодраматург, член Союза писателей СССР с 1946 года, Союза кинематографистов СССР с 1957 года (входила в Оргкомитет), Литературного фонда СССР с 1941 года. Лауреат Сталинской премии 2-ой степени (1941), награждена медалями. Дипломант Международного кинофестиваля по медицине и санитарии в Каннах «За лучший сценарий по теме “Защита материнства и детства“» (1957). Автор более 70 сценариев к художественным, научно-популярным и учебным фильмам.




Зиновия родилась 14 ноября 1904 году в посаде Колпино Санкт-Петербургской губернии. Отец ее – Семен Николаевич Маркин – был родом по отцу из богатой семьи Кондауровых. Это не помешало ему отслужить в армии, а позже изучать литейное дело, работать литейщиком, отливать для крейсеров винты и якоря, под конец жизни он преподавал литейное дело в техникуме. Умер Семен в возрасте 54 лет от воспаления легких. Мать Зиновии – Прасковья Егоровна , в девичестве Прокахина (1882–1970), – была из бедной семьи рабочих игольной фабрики, кроме нее в семье было еще три дочери. Несмотря на бедность, все девочки окончили церковно-приходскую школу и были от природы очень любознательны. Родители умерли рано из-за силикоза легких – профессионального заболевания, которым страдали многие рабочие этой фабрики. Сестры Прокахины остались сиротами без средств к существованию и жили очень тяжело.

После знакомства и последующго замужества Прасковья переехала жить в дом матери Семена и взяла на себя ведение хозяйства, чему мать Семена была чрезвычайно рада. В 1904 году у молодых родилась дочь Зиновия, а через пять лет, в 1910 году, Семен с Прасковьей и дочерью переехали в Гельсингфорс (Хельсинки) в Финляндию, которая тогда входила в состав России. В возрасте 6 лет Зина пошла в Мариинскую гимназию для девочек, где преподавали гуманитарные науки, иностранные языки, а также рукоделие, рисование, музыку, пение и танцы. Устроить дочь в гимназию было очень сложно, так как детей рабочих туда не принимали, однако Прасковье это сделать удалось и маленькая Зина отучилась там три начальных класса. Бабушка прекрасно запомнила эти годы учебы и потом рассказывала нам о своей непростой школьной жизни. С 1870 года гимназия размещалась в школьных помещениях купца Никифора Табунова (1803–1868), оставившего значительный след в истории русской образовательной системы в Финляндии.

Через три года семья переехала в Воронеж, где в 1913 году родилась вторая дочь – Серафима. В воспоминаниях Ольги Бобылёвой, нашей тети и дочери Зиновии Маркиной, говорится: «Дед Семен был голубоглазый блондин, а бабушка Паша, наоборот, кареглазой и темноволосой, словно цыганка. Вот и сестры были темненькой и светленькой: Зина пошла в мать, а Сима – в отца».

Наступил 1917 год, семья Маркиных всё еще проживала в Воронеже и была свидетелем того, как город неоднократно переходил из рук в руки Красной и белой армии. «Мы с Симой прятались в подпол, – вспоминала Зина. – Мне было тогда 13 лет. Я хватала на руки плачущую Симу, прижимала к себе, чтобы крик ее не был слышен солдатами, и хоронилась в подвале, в подполе. Так и жили. В один день придут красные, на другой – белые».

В 1922 году Зиновия поступила на правовое отделение факультета общественных наук одного из ведущих классических университетов России – Воронежского государственного университета (ВГУ), который окончила в 1924 году. Именно тогда она познакомилась с писателем Андреем Платоновым и его окружением. Когда в 1951 году Андрея Платонова не станет, бабушка напишет о нем свои воспоминания, которые опубликуют в «Воронежской коммуне».

В 1922 году Зиновия руководила детским «очагом» губернского отделения профсоюза советских работников. А уже в 1923 начала выступать на сцене «Театра вольных мастеров».


Зиновия Маркина на спектакле "Синей блузы" 1926 г.

Театр заслуживает отдельного рассказа. Существовал он в Воронеже с октября 1923 года по апрель 1924 года. Считается, что создателем «Театра вольных мастеров» был театральный режиссер Владимир Люце, который вместе с группой молодых актеров в течение двух лет гастролировал по провинции, пропагандируя новое революционное искусство. Режиссером воронежского театра был Арсений Григорьевич Ридаль. От актеров требовалось владение техникой речи, пластикой, акробатикой. Новаторские тенденции проявлялись и в сценографии «Театра вольных мастеров», с которым, в частности, связаны начальные опыты Вадима Федоровича Рындина, будущего народного художника СССР и главного художника Большого театра Союза ССР. В 1918 – 1924 годах Вадим Федорович проживал в Воронеже и учился в Свободных художественно-технических мастерских. В Театре же Рындин оформлял спектакли «Ревизор» Гоголя и «Гамлет» Шекспира в постановке Арсения Ридаля. Бабушка, которая, ко всему прочему, прекрасно рисовала, не только играла на сцене театра, но и работала в художественной мастерской Вадима Федоровича Рындина. К сожалению, несмотря на популярность, театр вскоре прекратил свою деятельность из-за материальных трудностей. После закрытия «Театра вольных мастеров» Зина приняла непосредственное участие в организации в Воронеже деятельности другого небезызвестного коллектива «Синяя блуза». Спектакли «Синей блузы» были в молодом государстве очень популярны и представляли собой массовое искусство. О «Синей блузе» написано немало статей и исследований (см. список литературы). Выступления носили агитационный характер и объединяли в своих рядах в качестве участников большое количество талантливых молодых писателей, поэтов, драматургов. Среди них были Василий Лебедев-Кумач, Виктор Гусев, В. Я. Типот, Семен Кирсанов, Николай Адуев, основатель театральной студии Мастерской Фореггера (Мастфор) на Арбате Николай Фореггер, будущий композитор Юрий Милютин, композиторы Семён Гальперин, М. И. Блантер, С. А. Кац, Д. Я. Покрасс, и еще многие другие. В Воронеже, в рамках программ «Синей блузы», неоднократно выступал Владимир Маяковский, приезжал и Юрий Олеша.

В 1925 году Зиновия вышла замуж за Бориса Бобылёва, воронежского поэта, писателя и журналиста из платоновского окружения. Как журналист он сотрудничал с изданием «Воронежская коммуна», где освещал, выступления Андрея Платонова в клубе «Железное перо». По некоторым данным, он работал позже у Платонова секретарем. В августе 1920-го, когда возмущенная общественность громила «Чульдика и Епишку» Андрея Платонова, Борис Бобылёв вместе с Платоновым и другим воронежским писателем Бунтарем вошел во временное правление вновь образованного воронежского отделения Союза пролетарских писателей.


Кинопробы

В 1927 году у Зиновии и Бориса родилась дочь Ольга, которая впоследствии станет замечательным сценаристом и напишет более 80 работ для научно-полуярных фильмов, посвященных здравоохранению.

В тот же год молодая семья вместе с Прасковьей Георгиевной и маленькой Ольгой переехала в Москву.

К этому времени за плечами Зиновии был уже большой опыт театральной и общественной деятельности. Именно он и помог ей в 1928 году поступить в Москве в первую в России и в мире Госкиношколу (техникум), ставшую впоследствии Институтом кинематографии , на факультет кинонатурщиков (актеров). Она училась у режиссеров В. Р. Гардина , Л. В. Кулешова , сценариста О. Л. Леонидова и др. Тогда же она написала сценарий к фильму «Станица дальняя», который был снят позже. В 1929 году по рекомендации преподавателей Зиновия перевелась на сценарный факультет, созданный в том же году одновременно с кафедрой драматургии, который окончила с отличием в 1931 году, став первой выпускницей сценарного факультета и первой в СССР женщиной-кинодраматургом.


На фото кинопробы разных лет.

В те годы семья проживала в самом центре Москвы в двух съемных комнатах дома архитектора И. П. Машкова. Дочь Зиновии, Ольга Борисовна Бобылёва, потом написала в своих воспоминаниях: «Иван Павлович Машков имел право брать деньги за комнаты в тех домах, которые сам проектировал. И однажды встретив во дворе мать, сказал: «Голубчик, я слышал, что вы начинающий сценарист, а муж ваш – журналист. Денег за комнаты брать не буду».

В 1930 году Зиновия и Борис развелись. Борис сильно переживал развод, но затем, спустя несколько лет, женился на М. Б. Журавской, которая работала у него редактором, и прожил с ней до 68 лет. После смерти второй жены Борис Андреевич вернулся в нашу семью, к Зине, и остаток жизни провел с дочерью Ольгой. Наша семья его прекрасно помнит.

За годы творческой деятельности Зиновия Семеновна стала автором более 70 сценариев к художественным, научно популярным и учебным фильмам. Работала со сценаристами М. Витухновским, С. Герасимовым, Л. Кацовичем, А. Тарасовым, Е. Ивановым-Барковым, Л. Резниченко и др.

Все сценарии З. С. Маркиной были написаны по государственным заказам, а потому имели целевое назначение. В 1930 году были написаны сразу две работы: «Две матери» и «Станица дальняя».


Рабочий момент

В конце 1931 года в соавторстве с Л. Резниченко был написан сценарий к фильму «Большие будни», повествующему о борьбе колхозников с кулаками в горных районах Крыма. В 1935 г. вышел фильм «Последний табор», который сразу приобрел большую известность и популярность. Перед создателями фильма была поставлена непростая и необычная задача – показать сложный процесс вступления вольных цыган в колхоз. Сюжет отличался динамикой и неожиданными поворотами сюжета. Чтобы тема была представлена достоверно, молодая сценаристка Зина Маркина полтора месяца жила в цыганском таборе, собирая документальный материал о цыганской жизни. В фильме снимались уже известные тогда актеры Михаил Яншин, Ляля Черная и немецкий актер Александр Гранах, приехавший в СССР из Германии.

Не меньшую популярность и резонанс имел и следующий фильм. Уже в 1936 году Зина в составе творческой группы (Михаил Витухновский, Сергей Герасимов) начала работу над новым сценарием, и в 1938 году на экраны кинотеатров вышел знаменитый фильм «Комсомольск», который рассказывал о жизни советской молодежи. Задачей фильма было продемонстрировать, как в нелегком труде крепнут характеры молодых комсомольцев 1930-х годов, закладывающих новый город в далекой тайге. В 1939 году по сценарию Маркиной выходит лента «Молодые капитаны», повествующая о советских школьниках, мечтающих стать моряками.


Зиновия и красноармейцы

А 14 сентября 1940 года состоялась уже новая премьера – фильм «Дурсун», в котором молодая колхозница Дурсун в исполнении Нины Алисовой придумала новый способ сборки хлопка, повышающий производительность в четыре раза. Ее мужа пастуха Нури сыграл Алты Карлиев. Именно за этот фильм З. С. Маркина была удостоена в 1941 году Сталинской премии 2 степени. Вслед за «Дурсун» вышли фильмы «Отважные друзья» (1941), «Освобожденная земля» (1946) о послевоенном восстановлении колхозниками разрушенного хозяйства Кубани, «Шарф любимой» (1955), «Чья это двойка?» (1957) – короткометражный фильм об ответственности родителей, «Твердый характер» (1959).


кадр из фильма

В воспоминаниях о Ольга Бобылёва пишет: «…Мама никогда не подходила к работе формально. Каждая картина была пронесена через душу. Мама всегда знакомилась с обстановкой, когда писала. Так, она кочевала с табором, когда писала “Последний табор“; при написании “Комсомольска“ жила в палатке; когда был задуман “Дурсун“, поехала собирать хлопок, собирала как могла…»

После 1958 года бабушка работала уже в научно-популярном кино. Кинолента «Зачем я это сделала?» была отмечена дипломом «За лучший сценарий по теме “Защита материнства и детства“» («Золотая медаль» и «Хрустальный кубок») на Международном кинофестивале по медицине и санитарии, проходившем в Каннах в 1957 г.

Награды

• 1941 — Лауреат Сталинской премии 2 степени за фильм «Дурсун»

• 1946 — Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

• 1948 — медаль «В память 800 летия Москвы»

• 1970 — медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»

• 1981 — медаль «Ветеран труда»

«...Экран свидетельствует о том, что свой путь в искусстве Вы начали ярко, звонко и талантливо, -- говорится в поздравлении Союза кинематографистов СССР З. С. Маркиной с юбилеем в 1984 г. -- Уже несколько лет Вы идете этой дорогой -- по-мужски уверенно и по-женски влюбленно, служа кинематографу, как главному делу своей жизни.

Кино для автора -- искусство не только притягательное и радостное, но и безжалостно требовательное и порой неблагодарное. Фильмы проносятся по экранам, атакуя зрителей, и исчезают часто в небытии. Но если в благодарной памяти зрителей продолжают много лет жить такие картины, как «Комсомольск», «Станица дальняя», «Последний табор», «Дурсун» и др., то это высшая похвала автору. В годы Великой Отечественной войны, побывав в районах, освобожденных от врага, Вы создали сценарий кинокартины «Освобожденная земля», также

приобретшей заслуженную известность. Мы ценим Вашу помощь в становлении кинематографии Туркмении и Узбекистана. Особый поклон Вам и благодарность за неутомимую общественную деятельность».

А общественную деятельность наша бабушка вела огромную и была в этом неутомима. Она стояла у истоков создания Профессионального комитета московскихо драматургов в 1932 году. В военные годы на была на всех «фронтах». В 1941 г. руководила эвакуацией жен и детей членов Московского комитета драматургов (МКД) в Ташкент. Затем занималась и реэвакуацией. Эта работа требовала нечеловеческих моральных и физических сил. Об этом рассказывают благодарственные письма от членов МКД , направленные в послевоенные годы в ее адрес в правление Московского комитета драматургов. В эти же годы Зинина дача во Внукове – наше нынешнее фамильное имение – была занята частями Красной армии (РККА). «Были дни во время Великого наступления, –- пишет Зиновия Маркина в письме заместителю председателя Моссовета Яснову М. А. – когда я вместе с бойцами разбирала террасы, забор, срывала двери и бросала все это под тяжелые машины, которые шли мимо нашего дома, поднимаясь в крутую гору, они буксовали. Паркетные щиты были сняты для занятий по стрельбе».

В 1957 году Зиновия входила в Оргкомитет Союза кинематографистов СССР и участвовала в его создании на Учредительном съезде в 1965 г.

Зина сделал много добра людям, помогая в трудную минуту не только словами поддержки и дельным советом, но и деньгами, связями, открывала двери своего дома в Москве и во Внукове. В 60-е годы на даче у Маркиной гостила советская поэтесса Инна Лиснянская, которая посвятила бабушке стихотворение «Когда была я молодой, // Бездомною и полунищей…» о своей жизни во Внукове.


На площадке

Зина была человеком широкого кругозора, неиссякаемой энергии, неутомимой труженицей на благо людей. Воплощая общую заветную мечту об объединении творческой интеллигенции под одной крышей, она явилась инициатором и организатором строительства, а также первым председателем ЖСК «Драматург» – кооперативного многоэтажного дома у станции метро «Аэропорт» в Москве.

В воспоминаниях о Зиновии и ее муже Александре Разумовском Алексей Дмитриевич Симуков пишет: «…В общем, спустя немалое время мы прибыли в Ташкент. Встречала нас Зина Маркина. О, это была женщина-динамит, так я ее прозвал. Она организовала отправку первого эшелона с нашими семьями, она помогала устройству всех и теперь. По профессии сценаристка, автор сценария известного фильма «Комсомольск», она легко справлялась с трудностями, обрушившимися на каждого из нас. Впоследствии она прославилась тем, что построила в Москве на улице Усиевича прекрасный многоэтажный дом, там теперь на первом этаже – Литфонд».

В 1984 году в день 80-летия Зиновию Семеновну поздравили соседи и Правление ЖСК «Драматург»: «Нам – вашим соседям и друзьям по ЖСК «Драматург» – особенно дорого то, что Вы были основательницей и вдохновительницей строительства нашего общего прекрасного дома и по сей день остаетесь его душой... над входом по праву следовало бы выбить большими буквами Ваше имя».


Дома за работой

Бабушка умерла 6 марта 1992 года в Москве в возрасте 87 лет. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 2, захоронение № 1-4). Память о ней всегда будет жить в нашей семье.


Мы помним тебя, Зина!


Фильмография (художественные фильмы )

• 1930 — Станица Дальняя

• 1932 — Две матери (в соавторстве)

• 1931—1932 — Большие будни (совм. с Л. Резниченко, по собств. либретто)

• 1935 — Последний табор (совм. с М. Витухновским)

• 1938 — Комсомольск (совм. с М. Витухновским, С. Герасимовым)

• 1939 — Молодые капитаны (совм. с М. Витухновским)

• 1940 — Дурсун (совм. с М. Витухновским, реж. Е. Иванов-Барков)

• 1941 — Отважные друзья (совм. с Л. Кацовичем)

• 1946 — Освобожденная земля (совм. с А. Тарасовым), Свердловская киностудия

• 1955 — Шарф любимой (совм. с Е. Ивановым-Барковым)

• 1957 — Чья это двойка? (короткометражный)

• 1959 — Твердый характер (короткометражный)


Литература


Искусство кино, 1936, № 11; сб. «Книга сценариев», Госкиноиздат, М., 1938

Сценаристы советского художественного кино, 1917—1967, справочник, изд-во «Искусство», М., 1972, стр.222

З. С. Маркина. Письмо заместителю председателя Моссовета Яснову М. А., архив

З. С. Маркина. Письма, архив 1948 г.

О. Бобылёва. Воспоминания о матери (архивные записи)

О. Грушевская. В память об атлантах. К 105-летию З. С. Маркиной

А. Симуков. «Чертов мост, или Моя жизнь как пылинка Истории: (записки неунывающего)»

Альбом «Синяя блуза СССР», М., 1928

Народный театр «Синяя блуза». Комментарии и фотографии

Е. Д. Уварова. История «Синей блузы»

















223 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page