top of page

Ольга Рыбакова. Александр Суханов: чиновник, который любил Россию

Обновлено: 31 июл. 2020 г.

Александр Суханов: чиновник, который любил Россию

Рубеж веков – понятие условное, но значимое для истории. Трудно объяснить, почему именно в этот период время уплотняется, ускоряется движение жизни, проявляются сильные личности: мощные духом, талантливые, отдающие себя делу, которому служат. Их энергия питает все сферы – экономику, науку, культуру. Их усилиями общество совершает качественный рывок в развитии. Это люди дела, долга, честности и чести.

Не случись пожара в Благовещенской духовной семинарии, история обустройства и развития Приморского края на рубеже XIX–XX веков, возможно, была бы иной. Но, выпрыгивая из горящего здания, семинарист Саша Суханов повредил ногу, да так сильно, что с мечтой пойти по стопам отца – бурятского православного священника Василия Суханова – пришлось расстаться. Кому нужен хромой батюшка с палочкой: ни молебен отстоять, ни крестный ход возглавить. Пришлось задуматься о гражданской службе. Так началась история царского чиновника Александра Васильевича Суханова, который более полутора десятков лет, фактически, управлял Приморской областью России.

Блестящая карьера – от писаря в канцелярии Забайкальского областного правления в 1878 году до исполняющего обязанности вице-губернатора Приморского края к 1916 году – основана на феноменальной работоспособности, твердом характере и недюжинном уме Александра Суханова. Первый приамурский генерал-губернатор А. Н. Корф характеризовал своих сподвижников, в число которых входил Суханов, как людей, работавших «единодушно и единомысленно, не ожидавших ни славы, ни наград, но закладывающих основы – фундамент будущей жизни». Наград не ждали, но государство не могло не оценить труды человека, чьими усилиями налаживалась жизнь недавно присоединенного к России Приморского края: пять орденов и четыре медали красовались на парадном мундире Суханова. Примечательно, что в характеристике – представлении на награждение одним из орденов об этом чиновнике было сказано: «Взяток не берет».

Удивительно разнообразен круг обязанностей, которые довелось выполнять Суханову. Кажется, нет такой сферы, в которой не преуспел бы универсальный государственный чиновник. Будучи сначала помощником, а затем, и начальником Южно‑Уссурийского округа, он занимался самыми разными делами: от расследования сложных уголовных дел и поимки убийц до переселения крестьян на новые земли и снабжения их всем необходимым. К этому периоду относится одно из ярких событий в его карьере: раскрытие «ограбления века» – тщательно спланированной кражи трехсот пятидесяти тысяч рублей из здания Владивостокского казначейства. Дело было на контроле самого государя. За раскрытие этого преступления Суханов получил благодарность от губернатора и премию в размере девятнадцати тысяч рублей.

Серьезным испытанием для Суханова стала организация встречи и отработка маршрута поездки Николая Романова по Приморскому краю – наследник престола знакомился с отдаленными уголками империи. Дело осложнилось тем, что во Владивосток цесаревич прибыл после инцидента в японском городе Оцу, который посетил в рамках визита в соседнюю страну. Под использованным в газетах того времени словом «инцидент» скрывали нападение на Николая: полицейский Цуды Сандзо бросился к коляске рикши, в которой сидел царский сын, и успел нанести ему два удара саблей. Раны оказались не тяжелыми, но вернувшийся на родину молодой наследник был не в лучшем расположении духа. Руководство Приморья предусмотрительно спряталось за спину Суханова: ты готовил маршрут, тебе и сопровождать. Сохранившиеся в архиве документы, специально подготовленные Сухановым к визиту цесаревича, могут подтвердить: Николай узнал о Приморье все, что только можно было узнать. Кратко, толково, с пониманием дела изложены в материалах данные о географии, природе, статистике населенных мест; проанализированы причины неудач заселения, определены перспективы развития края и предложены варианты решения проблем. Будущий император по достоинству оценил деловые качества сопровождавшего его в поездке по Приморской области чиновника. Он поблагодарил Суханова за отличное состояние дорог и порядок в округе, а при прощании подарил золотые именные часы и свой портрет.

В 1895 году, будучи уже старшим статским советником, Суханов окончательно перебрался во Владивосток и поступил на службу в Приморское областное правление. Радости чиновников-старожилов не было предела: кому как не новенькому поручить провести в крае Первую всеобщую перепись народонаселения. Практических наработок не было, как провести перепись в масштабах грандиозной территории с малочисленным населением, никто не представлял. Для выполнения этого поручения Суханову, помимо прочего, пришлось организовать экспедиции в удаленные районы и создать переписные участки. Бронзовая медаль за труды, появившаяся на мундире статского советника по окончании этого проекта, была признанием успеха.

Сугубо штатский Суханов в 1900 году, когда понадобилось формировать войска для отправки в Японию на подавление «боксерского восстания» в рамках союзнической операции, вел все дела по мобилизации и организации вольных дружин в крае. Как писал военный губернатор Приморской области приамурскому генерал-губернатору, Суханову «пришлось вынести всю тяжесть дела... при отсутствии в то время особых лиц из военных чинов». Похоже, военным чинам понравилось отсутствовать в нужный момент: все работы по введению в 1909 году воинской повинности в Приморской области тоже велись под непосредственным руководством этого штатского человека.

Как на управляющем отделением Приморского областного правления, на Суханове лежало множество обязанностей: размещение и снабжение российских переселенцев, сбор налогов, подготовка многочисленных докладов, отчетов, справок; разработка материалов для проекта железнодорожного строительства в крае. При этом, как свидетельствуют послужные списки, Суханов месяцами исполнял обязанности вице-губернатора, хотя на должность не назначался: в 1900 году он замещал своего начальника 272 дня, в 1901-м – 117, в 1902-м – 232 дня. Нередко ему приходилось замещать и самого военного губернатора, беря на себя задачу не только управления областью, но и распоряжения ее финансами.

Работа была для Суханова образом мысли и образом жизни. Потому-то так горька оказалась для него вынужденная отставка осенью 1916 года, когда генерал-губернатор Приамурского края лично «предложил» Суханову написать прошение об увольнении по болезни. У «болезни» было конкретное имя – Константин, младший сын статского советника Суханова.

Когда семья Александра Васильевича Суханова собиралась вечером за большим круглым столом в гостиной, по левую руку от главы семейства садились дочери – Анна, Ольга, Ксения и Наталья, а по правую сыновья – Григорий и Павел. Ближе всех к отцу сидел самый младший и любимый сын – Костя. Хозяйка дома – Анна Васильевна – ставила на стол самовар и садилась напротив мужа. Суханов выслушивал рассказ каждого о том, как прошел день, давал советы и наставления. Он воспитывал наследников в понятиях чести и долга, но не словами, а делом – своим личным примером.

Суханов, отдававший всего себя работе, часто бывавший в разъездах, упустил момент, когда Константин увлекся революционными идеями. Это началось еще во время учебы в гимназии во Владивостоке, а после поступления Санкт-Петербургский университет оформилось окончательно: в 1913 году Константин вступил в РСДРП(б). На летних каникулах, 27 августа 1916 года, он провел первую во Владивостоке сходку на сопке Орлиное гнездо. Сходка поставила крест на карьере статского советника. Но отношения отца и сына происшедшее не испортило: Суханов ценил твердость характера и верность убеждениям. По сути, Константин не изменил идеалам отца – служению на благо Отечества. Просто благо Отечества они видели по-разному.

Каким должен быть век уходящий и век наступающий, чтобы на их стыке высеклась искра, чтобы в России опять наступил «Серебряный век» в людских умах и душах? В каких тайных лабораториях мироздания в цепочку ДНК государственного чиновника вживляют ген чести, порядочности, достоинства? В истории нашей страны было много людей, известных и не очень, чья жизнь и поступки могут стать поводом к размышлению – было бы только желание задуматься.



96 просмотров1 комментарий
bottom of page