top of page

Ольга Рыбакова. ЭССЕ КАК ЛЕКАРСТВО ОТ НЕВРОЗА


Начать разговор я хочу с двух свидетельств – свидетельств людей, чьему мнению можно доверять.

Иван Сергеевич Тургенев признавался в одном из писем: «Находят минуты, когда чувствуешь желание писать – еще не знаешь, что именно, но чувствуешь, что писаться будет. Вот именно это-то настроение поэты называют “приближением бога”. Я, например: какой я творец?.. Я только подобие творца, но я испытывал такие минуты…». Обратите внимание на фразу «…минуты, когда чувствуешь желание писать». Непреодолимое желание, заметьте.

И второе. Выступая перед студентами Мичиганского университета в 1988 году, Иосиф Бродский просил их уделять особое внимание точности используемого при письме языка, его лексическому многообразию. Бродский так разъяснил студентам свою мысль: «Цель в том, чтобы дать вам возможность выразить себя как можно полнее и точнее. Одним словом, цель — ваше равновесие. Ибо накопление невыговоренного, невысказанного должным образом может привести к неврозу». И здесь обратите внимание: цель письменного высказывания – поддержание внутреннего равновесия пишущего. Не выплеснул, не написал о том, что рвется наружу – получи невроз.

Не каждый пишуший талантлив как Тургенев или Бродский, но даже в этом случае можно помочь себе и излить наболевшее в форме прозаического текста – просто так, не претендуя на мировую славу. Есть прозаический жанр, который нацелен на беспредметные взгляд, который предпочитает внутренний мир внешнему, который питается внутренними соками, плетет шелковую нить из самого себя. Это эссе.

Основоположником и крестным отцом жанра был Монтень, так и озаглавивший свою многотомную книгу: Les Essais, написанную в1580 году. Правда в России, когда через 200 лет взялись переводить этот труд Монтеня на русский, для перевода названия использовали тысяче первое значение французского слова Les Essais, и для нас это всегда будут привычные «Опыты» Монтеня.

Озаглавив свой труд Les Essais, Монтень указывал, что предлагает читателю свои литературные попытки (пробы пера, наброски, эскизы, этюды, очерки), акцентируя их фрагментарность, неокончательность, некатегоричность, субъективность. Своеобразная творческая авторефлексия. Речь в эссе идет в основном именно о личности, переживаниях, воспоминаниях, самонаблюдениях и умозаключениях автора. Центр тяжести здесь помещается не между текстом и действительностью, а между автором и его текстом. Своеобразный литературный нарциссизм.

Возвращаясь к названию жанра, нарциссическим совершенством отмечено само слово эссе — почти идеальный палиндром, как бы предающийся самолюбованию в собственном зеркале. Идеально симметричное произношение и написание, что особенно заметно в заглавном варианте ЭССЕ. Симметрическому совершенству слова эссе подстать его несклоняемость (оно всегда равно себе), средний род (это центр симметрии, не нуждающийся в Другом) и фонетический средний ряд ([е]). Не последнюю роль в придании эссе ореола самодостаточности играет его этимологическая непрозрачность: в русском словаре оно стоит совершенно особняком, и если с чем перекликается, то только с элитарными заимствованиями типа верже, гляссе, фойе, шале, превосходя их, однако, своей зеркальностью. Все вместе это создает ощущение зауми, глоссолалии, самовитости, блаженной бессмысленности. Заодно снимается налет «пробности» — эссе приобретает черты некого абсолюта.

С выделением эссе в самостоятельный литературный жанр у авторов появилась «узаконенная» возможность высказаться, рассказать миру, что именно он (автор) думает по разным поводам, не заботясь особенно сильно о том, что думает об этом остальное человечество. В современном научном определении жанра эссе говориться о том, что данный вид прозаического сочинения сочетает подчеркнуто индивидуальную позицию автора с её изложением, ориентированным на массовую аудиторию.

Небольшой объем (от 2 до 5 страниц) и свободная композиция – это ли не праздник для желающего высказаться автора. Ему официально разрешают выразить личные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу, заранее отпуская все грехи – стилистические, композиционные и даже моральные, поскольку эссе заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета обсуждения.

В эссе разрешено многое: мгновенное переключение из образного ряда в понятийный, из отвлеченного – в бытовой. Стилю эссе свойственны образность, подвижность ассоциаций, афористичность, нередко антитезность мышления, установка на интимную откровенность и разговорную интонацию. Конечно, есть правила, которых следует придерживаться при написании эссе: например, начинать эссе следует с тезиса, который затем автор должен аргументировать. Т. е. схема построения эссе такова: тезис – аргумент – аргумент – аргумент – заключение, подтверждающее истинность тезиса. Одно эссе – один тезис. Достаточно жесткий каркас, но внутри него можно ни в чем себе не отказывать. Себе, любимому, всё можно.

Резюмируя всё вышесказанное, еще раз озвучу ключевые признаки эссе:

• наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе

• эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета

• как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер

• в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства

• для эссе характерны свободная композиция и стилистическая непринужденность повествования

И последнее: дерзайте, творите, изливайте душу и боль, если понадобится. Эссе – это хорошее лекарство. По крайней мере, побочных эффектов ещё никто не находил.

7 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page