top of page

Петр Дубенко. РОМАН БОЛЕСЛАВА ПРУСА "ФАРАОН"

Как художественный вымысел стал лучшим историческим романом



Роман «Фараон» Болеслава Пруса рассказывает о Древнем Египте середины XI века до н. э. Это период так называемого Нового царства, то есть эпоха, в которую древнеегипетская государственность достигла наивысшего расцвета. Чтобы оценить мощь и могущество той империи, достаточно сказать, что общая численность ее подданных в тот момент составляла 20% от всех жителей планеты Земля. Для сравнения, нынешний мировой лидер США – это 3%, а самая населенная страна мира Китай – всего 15%.

Новое царство Египта просуществовало без малого 500 лет. За это время в стране сменилось три династии. Последней стала ХХ династия фараонов, которая прервалась со смертью Рамзеса XI. Судя по документам той эпохи, еще при жизни фараона все рычаги реальной власти – от финансовых потоков до руководства армией – в своих руках сосредоточил некий жрец. После смерти правителя, пользуясь своим положением истинного хозяина страны, он провозгласил себя новым фараоном, а чтобы придать этому хоть какую-то законность, женился на вдове Рамзеса XI.

Но власть жреца признали не все. Вспыхнула долгая и кровопролитная гражданская война, в результате чего империя распалась на два государства: Южный Египет со столицей в Мемфисе и Северный, центром которого стал Танаис. С этого и начался постепенный упадок всей древнеегипетской цивилизации. Как итог, не сразу, не очень быстро, но Египет будет завоеван сначала персами, а потом Древним Римом, и эти новые мировые лидеры на протяжении долгого времени будут делить и по своему усмотрению перекраивать некогда могущественную державу.

Так было в реальности. В романе же повествование начинается с последних лет правления престарелого фараона двадцатой династии Рамзеса XII. Напомню, что на самом деле последним фараоном этой династии стал Размес XI. В романе также есть могущественный священник – Херихор, верховный жрец Амона-Ра, и именно ему принадлежит реальная власть. Некогда сильная и богатая страна в начале повествования находится в упадке, казна скудеет, народ изнемогает от непосильного труда, провинции сотрясают восстания покоренных ранее народов. После смерти вымышленного Рамзеса ХII фараоном становится его сын – вымышленный Рамзес ХIII. Он же главный герой произведения. Между молодым наследником и всевластной кастой жрецов во главе с узурпатором Херихором разворачивается борьба, которая и является центральной осью сюжета. Борьбу эту юный Рамзес проигрывает и погибает. Херихор становится верховным правителем, женившись на матери погибшего фараона.

Таким образом, сюжетная основа романа представляет собой сплав реальных событий и художественного вымысла. Но при этом «Фараон» считается одним из лучших образцов исторической прозы всех времен и народов. Как такое стало возможным?

Прежде всего, свою роль сыграла очень точно и подробно восстановленная эпоха. Не случайно до сих пор ведущие египтологи называют «Фараон» наиболее точным и полным литературным описанием жизни Древнего Египта. Несомненно, работая над романом, Прус перелопатил огромный массив научного материала, благодаря чему и смог достичь точности. Поэтому возникает законный вопрос: при таком дотошном скрупулезном подходе к воссозданию эпохи, зачем нужно было вводить вымысел?

В поисках ответа нужно сделать еще один небольшой экскурс в историю. Дело в том, что судьба Древнего Египта, описанного в книге Пруса, очень схожа с историей средневековой Польши, родины автора романа. Действительно, к XVI веку Польша, а затем и Речь Посполитая достигла своего могущества. Она представляла собой огромную державу от южного побережья Балтийского моря до северных берегов моря Черного, и включала в себя практически всю современную Белоруссию и Украину, а также часть современных России и Германии. Не будет преувеличением сказать, что в ту эпоху Польша была одним из лидеров Европы, и от ее решений зависели судьбы многих и многих народов. Но при этом страну раздирали феодальная междоусобица и гражданские войны. Как результат, уже в 1772 году произошел первый раздел Польши между Пруссией и Россией, после чего великая Речь Посполитая на ближайшие двести с лишним лет превратилась, по сути, в колонию.

Александр Гловацкий – это настоящее имя Болеслава Пруса – родился в той части Польши, которая входила в состав Российской империи. Юность и молодость его пришлись на период невероятного подъема патриотических настроений среди поляков, и Гловацкий, как потомок некогда знатного, но обедневшего шляхетского рода, конечно, не мог остаться в стороне. Шестнадцатилетним юношей он даже принял участие в вооруженном восстании, был ранен и попал в плен.

С возрастом Гловацкий попытался осмыслить причины, по которым его родина оказалась в таком плачевном положении. Результатом его размышлений стала идея написать исторический роман. Но в том виде, как он был задуман изначально, цензура царской России его бы ни за что не пропустила в печать. Понимая это, Гловацкий решил рассказать историю крушения родной Польши в XVIII веке, перенеся события в Древний Египет первого тысячелетия до нашей эры. Изображая на страницах романа упадок некогда могущественного государства, автор часто вкладывает в уста разных героев рассуждения о причинах случившегося. При этом он наделяет жителей Древнего Востока мышлением современного человека и вкладывает в уста вымышленных героев идеи, немыслимые для людей того мира. Но читателю, который имеет представление об эпохе Пруса, абсолютно ясно, что рассуждения эти навеяны кризисом буржуазно-феодального общества Польши.

Такова была начальная задумка. Однако в процессе работы Болеслав Прус заметил, что описанная им совокупность реальных причин и факторов, которые в романе приводят к упадку и крушению выдуманного Египта, характерна не только для польского общества XVIII века. Нечто похожее часто повторяется на протяжении всей истории человечества. Так, сам того поначалу не ведая, Болеслав Прус открыл и описал в художественном произведении некие закономерности исторического процесса, которые справедливы для любой эпохи в разных уголках мира. Именно это сделало «Фараон» лучшим историческим романом. Совсем не случайно актуальные параллели со своей эпохой в нем находили современные люди из самых разных стран: кто-то усматривал в романе аллюзию на борьбу Отто фон Бисмарка с католической оппозицией, которая препятствовала объединению Германии, кто-то – на противостояние российского императора Николая II и Государственной думы в начале XX века.

Можно смело сказать, что этим произведением Болеслав Прус открыл новую эру исторического романа. До «Фараона» книги этого жанра представляли собой упрощенный рассказ об увлекательных приключениях на фоне каких-то реальных событий. Так было, например, у Скотта, Дюма, Гюго, Дойля. Да, в подобных произведениях авторы тоже очень точно, исторически верно описывали материальную культуру и нравы эпохи, ее значимые события. Но все же это был поверхностный взгляд. «Фараон» же стал первым историческим романом, в котором фокус авторского внимания сосредоточен на фундаментальных причинах произошедшего. Проще говоря, произведение не просто рассказывает о том, что и как произошло в далеком прошлом, но еще раскрывает причины событий и объясняет, почему не могло произойти иначе. С тех пор произведения, построенные именно таким образом, считаются классическим историческим романом.

62 просмотра1 комментарий
bottom of page