top of page

Светлана Сударикова. ОБ ОБЛАКАХ, ИЛЛЮЗИЯХ И ПЕРСПЕКТИВЕ

Каждый раз, когда лечу на самолете, удивляюсь разнообразию форм и оттенков, создаваемых матушкой Природой из обычного водяного пара. Казалось бы, ну что можно придумать и слепить из обычных капель воды и кристаллов льда? Какое тут может быть разнообразие? Тем не менее облака всегда разные. То это гигантские горные ландшафты чистого белого цвета; или снежная равнина – кажется, заметишь на ней белого медведя и ничуть не удивишься; или пышные коробочки хлопка; а то вдруг под тобой оказывается музей под открытым небом, где собраны исполинские скульптуры невиданных существ; а однажды это были тонкие льдинки, плавающие по тихой поверхности необъятного океана, я даже видела сквозь них землю. Как-то раз подо мной простиралось огромное бугристое плато. Оно имело границы, я хорошо видела, где плато заканчивается. Но за ним, чуть дальше и чуть ниже шло еще одно плато, и тоже имеющее границы, а за ним еще одно. Сверху это напоминало огромные ступени, висящие в голубом воздушном пространстве. Должно быть, великаны спускаются по этим ступеням в таинственные миры, а я просто пролетала над облачной лестницей.

Сверху облака выглядят плотными и ухоженными, словно их кто-то регулярно чистит и приводит в порядок. Там нет мусорных свалок, брошенных окурков, использованных пластиковых пакетов и бутылок. Это идеально чистое пространство. По крайней мере так кажется. А еще облака можно принять за огромный батут. Возникает полное ощущение, что если прыгнуть на них, то тебя отпружинит, подбросит вверх, и ты будешь кувыркаться, выполнять акробатические трюки или просто парить в свободном полете до бесконечности. Пока не надоест.

Но вот самолет начинает снижение, опускается все ниже и входит в облака. И ты вдруг понимаешь, что все эти прекрасные белые горные ландшафты, и снежные равнины, и таинственный музей скульптур под открытым небом – всего лишь иллюзия, обман. А на самом деле облака – это серая однотонная субстанция, довольно неприятная и недружелюбная. Она плотно обступает самолет так, что ничего не видно дальше крыла, заглядывает в глубь салона и сканирует каждого пассажира. Она знает все наши желания и чувства, она питается нашими страхами. Это мыслящая субстанция, res cogitans, от нее ничто не может укрыться. Мы полностью в ее власти. От нее зависит, пощадить нас или наказать. Хочется скорее пройти через этот мутный серый коридор и наконец увидеть землю.

И вот тогда ты отчетливо понимаешь, как коварна структура облаков. И это вовсе не батут. Если ты, обманутый этой феерической иллюзией, прыгнешь, то попадешь в серую муть, она расступится, а затем сомкнется над тобой, а ты будешь просто падать, пока не коснешься земли. И теперь уже над тобой будут плыть прекрасные белые облака, похожие на взбитые сливки, или на диковинных существ, или на пушистые перины. Тихие, безмятежные, невинные и прекрасные.

В общем, все зависит от того, с какой точки ты смотришь на мир. Иногда иллюзия и реальность пересекаются и на мгновение ты оказываешься в идеальном мире. Но это ненадолго. Потом приходится переместиться в одно из двух состояний – иллюзия или реальность. Вопрос в том, что именно ты считаешь иллюзией, а что реальностью. Мир, который мы видим вокруг, во многом нами же и придуман. И то, что одним кажется прекрасной снежной равниной, для другого просто холодное мертвое пространство.

Давным-давно, еще в пору юности, познакомилась я с одним человеком. Звали его очень по-русски – Иван Иванович. Был он мужчиной необыкновенно жизнерадостным и веселым. По праздникам любил выпить рюмочку водки, играл в шахматы, разгадывал кроссворды, очень любил свою подмосковную дачу, где все было сделано его руками, даже мебель. Жизнь ему представлялась удивительным приключением. Разумеется, его жена, Жанна, была самой красивой женщиной в мире, дети самыми талантливыми, собака самой умной. А вот жена Жанна придерживалась иной точки зрения, считала мужа человеком недалеким и не в меру доверчивым. Жизнь в ее представлении состояла из сплошных подлостей и гадостей – гиблое мерзкое болото. Люди все – подлецы и обманщики, сыновья – дундуки (именно так она их и называла), из которых ничего путного не вышло, ну а муж сущий дурак. Точнее – дурачок. Но при этом Жанна очень гордилась, что ее семья, исключительно благодаря ее стараниям, таки выплывает в этом мерзком болоте и не идет ко дну. И невдомек ей было, что пока она барахтается в болоте, ее благоверный супруг Иван Иванович живет на прекрасном острове. Так и прожили всю жизнь вместе: одной квартире, за одним столом обедали, в одной кровати спали, а на самом деле жили на разных планетах.

В общем, каким видеть мир, зависит исключительно от нас. Не нужно его идеализировать, мир несовершенен, как несовершенны и мы, бывают в нем и тревоги, и трагедии, впрочем, как и радости – большие и маленькие. В век великих потрясений трудно смотреть на мир сквозь розовые очки, но все же давайте попытаемся найти такой ракурс, с которого мир будет выглядеть как прекрасный остров, а не как отвратительное болото. Ведь при определенной игре света и тени и гадкое болото превратится в живописное озеро. А может, оно всегда и было живописным озером, просто мы не с той точки на него смотрели? Главное – найти правильный аспект.

Все-таки на мир стоит смотреть так, чтобы перспектива стала перспективной. И тогда можно смело прыгать на облаках, погружаясь в их мягкую субстанцию, бродить среди гигантских облачных скульптур, скользить по тонким небесным льдинкам и никогда не падать.

Главное – не потерять точку опоры.


№ 2 (37) 2021


12 просмотров0 комментариев
bottom of page