top of page

Светлана Сударикова. Скнятино. История исчезнувших городов

Обновлено: 3 сент. 2020 г.

В Википедии в статье под названием «Скнятино» можно прочитать следующее: «Населенный пункт в Калязинском районе Тверской области. Входит в Нерльское сельское поселение».

Станция Скнятино. Начало 80-х гг.

Сейчас это небольшая деревенька и остановка поезда на маршруте Савёлово – Сонково. То же название носит Скнятинское охотничье хозяйство военно‑охотничьего общества и рыболовно-спортивная база «Скнятино». С этой станции можно добраться до огромного количества деревень. В деревнях давно живут в основном дачники, местные остались только в бывшем совхозе в Капшино. А вот названия деревенек сохранились: Красная Горка, Селищи, Провалино, Грибачево, Раменье, Волнога, Богданово, Рог, Коротково. 1 Во времена СССР Скнятино было почтовым отделением, которое обязательно указывалось в адресе получателя, например так: Калининская область, Калязинский район, п/о Скнятино, деревня Селищи, Иванову Ивану Ивановичу. Теперь адрес звучит совершенно иначе. Почтовое отделение давно ликвидировано, исчезло здание станции, где можно было купить в буфете лимонад и карамельные конфеты, – сгорело в 2011 году, однако прекрасная природа сохранилась, и Скнятино по-прежнему привлекает туристов – прежде всего огромным водоразделом. В Скнятино стекается много рек и речушек, питающих Волгу: Волнушка, Нерль, Печухня, Медведица, Брыль. Само Скнятино расположено на полуострове, в месте впадения реки Нерль в Волгу. От общей поймы слившихся в результате строительства Угличского водохранилища рек Волнушки и Нерли Волгу отделяет цепь островов, самый большой из которых также носит название Скнятино.

Железнодорожный мост через р.Волнушку

А когда-то на этом месте стоял хорошо укрепленный город-крепость Кснятин. Кснятин (Константин, Скнятин) был построен в 1134 году на границе Владимиро‑Суздальского княжества и Новгородской земли князем Юрием Долгоруким, так что в некотором роде это старший брат Москвы. В том же году была заложена церковь. Это был период, когда князь остро ощутил незащищенность своих границ на западе, и строительство укреплений стало важнейшим направлением деятельности Юрия Долгорукого. Первым из этих городов-крепостей стал именно Кснятин, возведенный в устье Нерли Волжской. Город назвали в честь сына Юрия, Константина. Однако, вероятно, из-за сложности произношения, город из Константина превратился в Кснятин, а затем в Скнятин. В Никоновской летописи за 6642 год (1134) сказано: «Юрий Володимерич Манамаш заложи град на усть Нерли на Волзе, и нарече ему Константин, и церковь в нем созда». Город Кснятин представлял собой хорошо укрепленную крепость, закрывшую дорогу новгородцам на Переславль и Ростов.


Вечерняя гладь. Река Волнушка

В XIII веке Кснятин стал значительным городом Переславль-Залесского княжества. Этому способствовало удобное расположение и близость торговых волжских путей между Новгородской и Суздальской землями. В 1216 году Кснятин был разграблен псковичами и смолянами, однако горожане восстановили фортификационные сооружения, но уже через двадцать два года, в 1238 году, войска монголо-татар во главе с ханом Батыем взяли город и снова разрушили. И на этот раз жители восстановили город, и в XIV веке он становится важнейшим по значимости городом Кашинского удельного княжества.

С утерей Кашинским удельным княжеством значимости и Кснятин теряет свою значимость, этому способствовало также развитие самого города Кашина и Макарьевского монастыря, и в 1459 году Кснятин упоминается как село, а к XV веку уже под именем Скнятин.

К началу ХХ века Скнятино было достаточно большим селом с церковью Рождества Богородицы. Согласно тверскому епархиальному статистическому сборнику, в приходе села Скнятино было 277 дворов, 803 мужчины и 999 женщин.

Село существовало вплоть до конца 30-х годов ХХ века.

14 сентября 1935 года постановлением ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР было принято решение «О строительстве гидроузлов в районе Углича и Рыбинска». 8 декабря 1940 года был торжественно запущен первый гидроагрегат. Реки Волнушка и Нерль вышли из берегов и затопили всю округу. Древнее село Скнятино ушло под воду. Церковь Рождества Богородицы была разобрана, кирпич впоследствии использовался для строительства Савёловского машиностроительного завода.

ИСТОРИЯ В ДЕТАЛЯХ

В Скнятине когда-то было «два монастыря и много церквей»[1]. Один из монастырей находился непосредственно в самом селе и назывался Савин монастырь. Упоминания о нем встречаются в различных исторических источниках. Так, в Кашинской писцовой книге 136–137 за 1628–1629 годы сказано: «Савина монастыря что во Твери в вотчине погост на монастырскои земли на реке на Волге усть реки Нерли а в нем церковь Рожество Пречистые Богородицы строение монастырское а на церковной земле во дворе поп Пантелей Мамонтов, во дворе дьячок Сенка Иванов сын попов, во дворе пономарь Ерофейка Сидоров келья просвирницына…»[2]. В Клировой ведомости за 1796 год речь идет уже только о церкви. Вероятно, Савин монастырь был упразднен Екатериной II.

Скнятинские просторы

Еще один монастырь, Ильинский, располагался на высоком месте, на берегу реки Волнушки. Упоминаний об этом монастыре крайне мало. Известно, что этот древний монастырь был разграблен и сожжен поляками в 1609 году. По преданию, во время нашествия поляков в монастырь сбежалось огромное количество людей со всех окрестных деревень. За монастырскими стенами люди пытались найти укрытие. Монастырь полностью разграбили и сожгли поляки, все люди были убиты. На месте монастыря позднее появилась деревня Ильинское, входящая в Скнятинский приход.

В 1930-е годы деревню перенесли на новое место перед затоплением при строительстве Угличского водохранилища. В 1970-е годы в связи с ремонтом железнодорожного моста на месте бывшей деревни и монастыря образовался карьер, в котором при выемке песка обнаружили древнее массовое захоронение. На место прибыли археологи, однако по неизвестным причинам работы достаточно быстро свернули. Работу археологов завершили их «черные» коллеги. Несколько лет подряд они приезжали на место кургана и тщательно обследовали место захоронения. Все ценные предметы, найденные на месте раскопок, оказались в частных коллекциях. А местные парни еще долго пугали девчонок, вешая на забор черепа.

К сожалению, ни перезахоронения останков, ни очистки территории от частей человеческих скелетов не проводилось, довольно долго они просто валялись в расположенных рядом оврагах. Сейчас это место называют Ильинская горка, в 2005 году дачники на месте монастыря и деревни установили памятный крест, освященный православной церковью.

Зимняя дорога

С Ильинской горкой связано много легенд. Говорят, что где-то зарыт клад, в котором собраны все сокровища монастыря, спрятанные монахами во время польской осады. Вот только где искать клад, никто не знает. Возможно, он спрятан под водами разлившейся после строительства водохранилища реки Волнушки. А может, его давно нашли. Эти легенды до сих пор не дают покоя «черным археологам», которые каждое лето здесь появляются.

Третий монастырь, Знаменский, также упраздненный Екатериной II, находился в деревне Капшино. Деревня и сейчас существует, в ней сохранилась церковь, оставшаяся от монастыря. В советское время церковь закрыли, и к началу ХХI века она пришла в упадок, здание практически разрушилось. Несколько лет назад церковь восстановили благодаря частному инвестору и пожертвованиям местных жителей и дачников. Сейчас время от времени в ней проходят службы.

От храма, стоявшего в селе Скнятино, к сожалению, ничего не осталось, даже фотографий. Есть лишь подробное описание, сделанное Иваном Федоровичем Никольским, основателем краеведческого музея Калязина, уроженцем села Скнятина. Непосредственно перед затоплением храм был разобран. Известно о церкви следующее.

Долгое время церковь была деревянной, и только в начале XIX века наконец становится каменной. «Церковь Богородицерождественская, построена в 1801 г., каменная, престолов 3: в холодном – Рождества Пресвятой Богородицы; в теплом – правом Иоанна Богослова, левом – Святителя Николая»[3]. Это был большой и красивый храм. Звон колоколов разносился на всю округу, говорят, что звенели колокола в том храме по-особому.

По воспоминаниям очевидцев, среди которых была и моя бабушка, Кашицина Мария Васильевна, разборка храма проходила при огромном стечении народа. Некоторые пришли просто поглазеть, но для многих это стало огромной личной трагедией. Храм оцепили красноармейцы, и под гул толпы трое добровольцев полезли на купол, чтобы снять кресты. Люди пытались прорваться сквозь оцепление, однако были остановлены. Оставалось только молиться и посылать проклятие тем, кто у них на глазах рушил святыню. Это была последняя, самая трагичная молитва, проведенная прихожанами церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Скнятине.

Проклятие ли подействовало или это было стечение обстоятельств, но один из рабочих сорвался и погиб на месте. А двое других, завершивших работу и сбросивших кресты на землю, умерли в течение года не своей смертью: один утонул, другой был убит.

Осень

Верующие пытались спасти все, что можно. Люди надеялись, что однажды храм будет восстановлен и сохраненные раритеты вернутся на место. Так, в сундуке моей бабушки до сих пор хранятся обгоревшие свечи и лампадки. Все церковные книги позднее, при ремонте крыши, конфисковали местные органы Советской власти.

Священником скнятинской церкви был Владимир Введенский. По воспоминаниям, это был отзывчивый, добрый человек, пользовавшийся у прихожан уважением и любовью. 7 октября 1937 года он был арестован и заключен в кашинскую тюрьму, где его допрашивали трое суток. В качестве свидетелей были вызваны учитель и завскладом станции Скнятино, которые свидетельствовали об антиколхозной агитации и о религиозной пропаганде священника Введенского. Несмотря на то что отец Владимир не признал свой вины, тройкой НКВД он был приговорен к расстрелу и 3 ноября 1937 года расстрелян. Отец Владимир причислен к лику святых новомучеников и исповедников российских на юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Дни памяти: 29 января (новомуч.), 21 октября (по старому стилю).

В книге «Об остатках древности и старины в Тверской губернии» о Скнятине сказано следующее: «В этом селе есть городище, на котором, и по соседству, находят много каменных орудий и других предметов древности». В 1887 году в селе провели раскопки и обнаружили множество женских украшений, таких как бусы и браслеты, обломки каменных и железных ножей, каменные стрелы, бронзовые пластины с орнаментом и другие артефакты. Все они были переданы в тверской музей. В 1897 году археологические работы велись непосредственно в городище, имевшем форму эллиптической насыпи. По преданию, именно там стоял Савин монастырь. «Об этом городище у крестьян имеется несколько преданий. Одни говорят, что тут был монастырь и что здесь в полночь появляется монах, другие говорят, что в нем зарыт большой клад, и что найдет его человек, вдовевший 30 лет и приехавший в половодье на соминке[4]»[5].

До того как село Скнятино ушло под воду, оно входило в один из туристических маршрутов по Волге. В экскурсионном сборнике 1928 года Скнятино стоит в туристическом маршруте № 6 «Экскурсия от г. Кимры до Калязина. Кимры – Скнятин – Калязин – Кашин»[6]. В Скнятине была пристань, где останавливались экскурсионные пароходы. Вот что сказано в описании экскурсии: «Около села в 1 версте есть стоянка каменного века и дюны с соснами с ветровыми формами крон, в виде флагов. У самого селения на берегу р. Нерль сохранился курган»[7].

Через Скнятино проходила железная дорога на Кашин. Железнодорожный мост через Нерль начали строить в 1914 году, в качестве строителей использовали пленных чехов, венгров и австрийцев. В строительстве участвовали и местные жители, и всем вменялось в обязанность поставлять для насыпи определенное количество песка: детям с двенадцати до шестнадцати лет по полкуба, а всем остальным по одному кубу. Все эти работы оплачивались. Мост состоял и металлических ферм, а опоры облицованы обтесанными камнями.

Опоры старого моста

После революции в Скнятине был образован колхоз. Почти все частное имущество крестьян конфисковали в пользу колхоза. Зажиточных крестьян раскулачивали, многих впоследствии репрессировали. Занимался раскулачиванием так называемый комбед (комитет бедноты), состоявший в основном из пьяниц. Вещи выносили из домов и тут же раздавали или продавали, себе же комбедовцы забирали самое лучшее.

Опоры старого моста

Строительство Угличского гидроузла привело к затоплению огромных площадей и невосполнимым культурным утратам. Ушло под воду и древнее село Скнятино. Старый железнодорожный мост был разобран, от него остались лишь каменные опоры. Новый железнодорожный мост строился силами заключенных, отбывавших наказание в лагере, существовавшем до 50-х годов ХХ века. Среди них было много политических заключенных. Строившие мост жили в палатках непосредственно на месте строительства. Однажды осенью, в октябре, на строительство пригнали узбеков. По воспоминаниям очевидцев, все узбеки носили лишь халаты и очень скоро стали умирать от холода. Умерших хоронили на кладбище около деревни Красная Горка и на правом берегу Нерли, рядом с деревней Устиново.


Железнодорожный мост

Мост был построен в 1940 году ценой невероятных усилий и огромных человеческих жертв. В годы войны заключенные занимались лесозаготовками, а мост тщательно охранялся как стратегический объект. 8

История Скнятина неразрывно связана с историей России. Этот небольшой населенный пункт стал отражением всех трагических событий, происходивших в России. Хотя фашистские войска не дошли до Скнятина, война нанесла тяжелый урон этим местам. Большинство мужчин, ушедших на фронт, к сожалению, не вернулось. Вся тяжелая колхозная работа легла на плечи женщин и детей. Немецкие самолеты летали через Скнятино на Калязин, сбрасывая бомбы. Летом 1941 года при налете немецкой авиации одна из бомб чудом не попала в мост и разорвалась рядом. 9 После войны все многочисленные колхозы вошли в состав совхоза «Капшинский». Почти в каждой деревне был клуб, а в селе Нерль даже театр. В Капшине была семилетняя школа, в которую ходили дети из всех деревень.

Электрификация дошла до Скнятина в 1966 году. До этого люди жили при керосиновых лампах.

Как и во всей стране, скнятинские (капшинские) колхозники до 1974 года не имели паспортов, отлучаться можно было не более чем на 30 дней, да и то с разрешения председателя колхоза. После выдачи паспортов многие колхозники уехали из своих деревень в города в поисках лучшей жизни. К 90-м годам ХХ века в деревнях почти никого не осталось, совхоз прекратил свое существование. При развале совхоза многие получили наделы земли, однако они были быстро скуплены у колхозников за гроши. В результате люди остались и без земли, и без денег, которые в те смутные годы обесценивались буквально на глазах. Большинство домов было продано дачникам, в основном москвичам.

Позднее жизнь постепенно стала возвращаться в эти места. Появлялись так называемые фермеры. Судьба многих из них также оказалась трагичной. Не имевшие опыта работы на земле, они разорялись, будучи не в состоянии вернуть кредиты. Были и такие, кто стал жертвой бандитских разборок. Тем не менее в Скнятине появились и крепкие хозяйственники, живущие исключительно крестьянским трудом. Сейчас здесь можно купить свежие натуральные сельскохозяйственные продукты.

Недалеко от моста появился агрохолдинг «Лесной скит» (Бухарово), где можно не только купить свежие продукты, но и остановиться в уютном домике в стиле шале. Отдохнуть и поохотиться можно и в Скнятинском охотхозяйстве, а порыбачить на рыболовно-спортивной базе.

Сегодня Скнятино – любимое место туристов, которые расселяются на островах и по берегам рек. На островах существуют целые палаточные городки, в которые завсегдатаи этих мест приезжают из года в год. Здесь они встречают старых друзей и живут вдалеке от цивилизации, не имея ни электричества, ни воды, готовят на костре, а вечерами собираются вместе. Те же, кто предпочитает комфорт, покупают дома в коттеджных поселках и деревнях. К сожалению, большая часть земель продолжает застраиваться, а непроданные поля постепенно превратились в лес. 10

Скнятино – волшебное место. Оно влюбляет в себя и уже не отпускает никогда. Тот, кто однажды был им очарован, будет возвращаться вновь и вновь.

ИЗВЕСТНЫЕ СКНЯТИНЦЫ

Среди известных скнятинцев пролетарский писатель Михаил Иванович Волков (1886–1946). Михаил Иванович с восторгом принял революцию и был ее идейным последователем. Его рассказы, не лишенные юмора и живости повествования, иногда переходящие в сказки, с тонким живым описанием природы, к сожалению, остались в литературе исключительно как антирелигиозные произведения. Основной темой его сказок и рассказов стала борьба с религиозными предрассудками крестьян, высмеивание деревенской темноты. Это сказки «Ефрейтор в раю», «Господь спит», рассказы «Безбожница», «На Волге», «Чудо», «Червяк», «Петушок».

Николай Васильевич Струнников (1886–1940) был известным российским конькобежцем, чемпионом мира и Европы 1910 и 1911 годов, рекордсмен мира (1911 – 5000 м) и неоднократный рекордсмен России (1909–1911) по конькобежному спорту. Чемпион России 1909 года по велоспорту. 4 февраля 1911 года Струнников выступил вне конкурса на матче Норвегия – Швеция в Кристиании (Осло) на дистанции 5000 м. Целью было побить мировой рекорд Яапа Эдена, установленный в 1894 году – 8.37,6. К этому результату никто не смог даже приблизиться. Струнников показал результат 8.37,2. Однако из-за того что Струнников бежал вне конкурса, рекорд не был признан Международным союзом конькобежцев, только в 1967 году его утвердили как мировой рекорд. Николай Струнников – единственный в истории России и СССР конькобежец, владевший лучшими результатами абсолютно на всех дистанциях классического многоборья.

И.Ф.Никольский

Отдельно хочется рассказать об Иване Федоровиче Никольском (1898–1979), создателе Калязинского краеведческого музея, который сейчас носит его имя. Никольский руководил музеем пятьдесят два года. Музей был создан в 1920 году и расположился в стенах Троицкого мужского монастыря. При строительстве Угличского гидроузла монастырь попадал в зону затопления. 11 Никольский всячески пытался отстоять монастырь, предлагал разные варианты сохранения исторического культурного памятника, в частности обваловывание монастыря.


Затопленный Троицкий Макарьев монастырь

Однако президиум ВЦИК принял решение разобрать монастырь. Никольский сделал все, чтобы спасти культурные ценности монастыря. Вместе с группой художников-реставраторов под руководством П. И. Юкина Никольский занимался снятием бесценных фресок, однако из одной тысячи квадратных метров фресковой живописи удалось снять лишь сто пятьдесят квадратных метров. Наталья Алексеевна, жена Ивана Федоровича, сделала много фотографий уничтоженных впоследствии фресок, внешнего и внутреннего убранства монастыря. Именно благодаря этим снимкам мы можем представить, как выглядел монастырь. Эти фотографии хранятся в Калязинском музее, как и фотоаппарат семьи Никольских.

Калязин. Колокольня

Понимая, что утрачиваются бесценные предметы искусства, Никольский работал круглые сутки. Он составил подробное описание всего комплекса зданий, различных архитектурных деталей и конструктивных особенностей Троицкого собора, трапезной, жилого «царского» корпуса и Петровского дворца, а также стен, башен, ворот и старой колокольни монастыря, детально описал фрески и все иконы. После выделения музею нового помещения Никольский лично перевозил все экспонаты на санках через замерзшую Волгу.

Всю жизнь он занимался изучением родного края, собирал легенды и народные сказания, изучал архитектуру Калязинского района, повсюду собирал для музея церковную утварь, монеты, живопись, археологические и этнографические находки. В музее хранится более семи тысяч экспонатов, собранных Никольским. Это был человек, безгранично преданный своему делу и своему народу. Скромный в жизни, он слыл среди земляков чудаком. Умер Никольский в доме престарелых во Ржеве совершенно одиноким человеком.

ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ СКНЯТИНЦЕВ

С древних времен на этих землях жили представители финно-угорских племен веси и меря, позднее из Польши сюда пришли славянские племена кривичей и вятичей. Около 1500 года в этих местах стали появляться селения. Вероятно, названия селений связаны с языком обитавших здесь племен. Так, Кулигино, скорее всего, происходит от кулигаосиновый лес, Селищи – селение, Раменье (Рамено) – деревня на берегу реки. До революции каждая деревня была самостоятельным центром со своими обычаями и традициями.

В Скнятине работала четырехклассная школа, куда ходили дети из близлежащих селений, был храм, приход, где люди собирались на службы. Лечением, как правило, занимались бабки-знахарки, причем денег за это не брали, а в селе Скнятине врачеванием занималась барыня Дымова. Она лечила не только крестьян, но даже бродяг. Среди местных жителей пользовалась огромным уважением. Это спасло ее от раскулачивания, и умерла она в 1938 году.

Скнятино. Групповой снимок конец 60-х гг

Каждая деревня занималась различными промыслами и имела особую историю. В здешних местах было много сапожников, которые шили обувь и поставляли в города: сначала лапти, а с 1870 года – сапоги и даже туфельки. Сапожники оставались здесь вплоть до 70-х годов ХХ века.

Многие занимались пчеловодством. В Селищах почти каждый житель имел свою пасеку, собирали и дикий мед, которого было столько, что его никто уже не ел. В ходу даже была присказка: «Наша невестка все трескает, вот уж мед и тот жрет».

Детей воспитывали следующим образом: мальчики с шести лет плели корзины, с восьми валяли валенки и запрягали лошадь, а к десяти годам уже делали всю взрослую работу; девочки с четырех-пяти лет были няньками, а к десяти, как и мальчики, делали всю женскую работу по дому: топили печи, готовили, убирали и мыли, доили коров.

На Волнушке

На случай голода или неурожая в деревне был общественный амбар – «магазея», в который каждая семья сдавала по пуду зерна. По осени старое зерно раздавали и пополняли запасы новым. Для возможных погорельцев строились специальные кошмы, срубы без крыши, стоявшие на окраине деревни. С образованием артелей многие мужики подались в город на подработки. Интересно, что для предотвращения пьянства у мужиков отнимали штаны, а выдавали только по выходным и праздникам, и они вынуждены были работать в кальсонах «от темна до темна». Тех же, кто все равно пил, пороли и отправляли назад в деревню, грязными и вшивыми. Это был страшный позор.

В каждой деревне существовало два собственных престольных праздника, связанных с днем почитания какого-либо святого. Например, в Селищах праздник выпадал на Иванов день (7 июля) и день святого Макария (22 октября), а в Короткове – Ильин день. Готовились к праздникам заранее, варили пиво и медовуху, водка была не в части. В дни праздников мужики надевали косоворотки и подпоясывались поясками. В гости никого не звали, все – родня и знакомые – приезжали сами, из ближайших деревень на день, а из дальних на два. Хозяин прогуливался по деревне с гостями, чтобы все видели. На берегу разводили огромный костер и на большой сковороде жарили рыбу и заливали яйцом. Женщинам пить не полагалось, они праздновали отдельно, ставили пятиведерный самовар и пили чай с пряниками. Ну а заканчивался праздник по традиционному русскому обычаю драками на кулаках. Хотя, бывало, в ход шли и колья.

Станция Скнятино. 50-е гг.

Свадебные обряды проходили так. Сватать жениха начинали, когда ему было шестнадцать лет. Причем невеста часто была значительно старше. К выбранной девушке засылали сваху, мать жениха внимательно приглядывалась к ней, невесту выбирали здоровую, пригодную для деторождения. Затем родные невесты ехали к жениху, смотрели дом, пьющая семья или нет. Если всех все устраивало, назначали день свадьбы. А до дня свадьбы девичник и мальчишник.

За день до свадьбы в дом жениха привозили в сундуках приданое невесты. Везли, как правило, подружки невесты, а лошадью правил обязательно холостой парень. На подводе или, если дело происходило зимой, на санях везли два сундука, сверху перина, которую застилали кружевной простыней, поверх лоскутное одеяло и гора подушек в красивых кружевных наволочках. Готовили приданое заранее, когда будущей невесте исполнялось пять лет. Молодые девушки и девочки с десяти лет собирались у кого-нибудь в избе, пели песни и пряли, на ручном станке ткали льняное полотно, которое раскладывали в марте на снегу и отбеливали. Так получались простыни, наволочки и полотенца. Готовые изделия украшали кружевами и мережкой. Одеяла шили ватные, подушки набивали гусиным пухом, а кто победнее – пухом от рогоза. Правда, такие подушки быстро приходили в негодность.

Окно в старом доме

На следующее утро, после того как привозили приданное, молодые шли под венец. После венчания жених и невеста входили в дом, тесно прижавшись друг к другу, «чтобы мышь не проскочила», а специальные мальчишки пытались между ними пролезть. Горе, если мальчишкам это удавалось: счастья и лада в семье не будет. В середине дня начинались свадебные гуляния, продолжавшиеся три-четыре дня. Два дня у жениха, а потом ехали к невесте, по дороге раздавали выкуп – пиво и пряники. Ну а заканчивалась свадьба, конечно же, драками, а нет мордобития – и счастья у молодых не будет.


Остров на Волге

Революция внесла коренные изменения в жизнь крестьян. Весь прежний уклад жизни был сломан и изменен, что привело к бегству крестьян с земли и умиранию деревень. Угличское водохранилище уничтожило огромный культурный пласт, под воду ушли целые деревни, сёла, города; старинные монастыри и церкви с ценнейшими фресками были разобраны и затоплены, купеческие дома и усадьбы взорваны или сожжены, старинные кладбища, неисследованные места стоянок древних людей и древние курганы оказались навсегда скрыты под водой. Бесценные иконы, церковная утварь, библиотеки и уникальные коллекции барских усадеб бесследно исчезли или осели в частных коллекциях. 17

Иногда вода в водохранилище опускается ниже критического уровня, ненадолго отступает, и тогда можно пройти по мостовым исчезнувших городов, найти старинные монеты и осколки посуды. Время, вода и песок сделали свое дело, навсегда уничтожив не только историю городов, но и историю людей.


Осенняя песня

Редакция журнала «Московский BAZAR» отдельно благодарит известного скнятинского краеведа и исследователя местных традиций и обрядов Соловьева Николая Яковлевича. В статье использованы предоставленные им материалы.

[1] «Архив исторических и практических сведений, относящихся до России», Николай Калачев. С.‑ Петербург, статья протоиерея Иоанна Белюстина «Записки о городе Калязине», 1861 г. [2] Кашинская писцовая книга 136-137 за 1628 – 1629 гг. начиная с листа 1603, за № 800. [3] Тверской епархиальный статистический сборник за 1901 г. [4] Один из видов волжских судов. [5]«Об остатках древности и старины в Тверской губернии (Объ остаткахъ древности и старины въ Тверской губернiи)» В. А. Плетнев, Типография губернского правления 1903 г. [6] «Дальние экскурсии по Тверской губернии под редакцией А. Н. Вершинского», Тверь, 1928 г. [7] «Дальние экскурсии по Тверской губернии под редакцией А. Н. Вершинского», Тверь, 1928 г.

1 075 просмотров2 комментария
bottom of page